Конкурсному управляющему признанного банкротом Агентства инвестиционного развития Челябинской области Алексею Пивоварову отказано в требовании о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника членов наблюдательного совета организации. Экс-губернатора Бориса Дубровского, его зама Руслана Гаттарова, бывшего главу Челябинска Евгения Тефтелева и еще ряд известных лиц Пивоваров намеревался обязать выплатить долг АИРа в размере 412 миллионов рублей, возникший по итогам налоговой проверки 2020 года, и в результате заключения в 2017 году сделок по передаче квартир и денежных средств Челябинской области и Министерству обороны РФ.
На суде членам набсовета удалось доказать, что в их действиях не было умысла по причинению вреда организации и кредиторам, а одобряемые ими сделки не были схемами по уходу от налоговых обязательств. Кроме того, как пояснил один из ответчиков, региональный бюджет, в который должны были уйти уплаченные в виде налога на прибыль средства, получил эти же деньги по договору дарения. В этой ситуации непонятным остается, что будет с долгом АИРа и кому придется его выплачивать.
Арбитражный суд Челябинской области принял решение по иску конкурсного управляющего Агентства инвестиционного развития (АИР) в привлечении к субсидиарной ответственности ряда бывших высокопоставленных чиновников, в том числе экс-губернатора Бориса Дубровского.
«Суд принял решение отказать в удовлетворении исковых требований конкурсного управляющего в полном объеме, – рассказал «Правде УрФО» бывший руководитель Агентства инвестиционного развития Челябинской области Анатолий Лобко. – Мы все деньги вернули в бюджет. Налоговый орган в данном случае представляет интересы регионального бюджета, куда поступает налог на прибыль. Но мы и так все средства передали в казну, так что интересы кредитора не пострадали. А теперь нас по второму кругу пытаются заставить заплатить».
Уточним, история тянулась более двух лет. 5 марта 2022 года в Арбитражный суд Челябинской области поступило заявление Алексея Пивоварова с требованием привлечь к субсидиарной ответственности по долгам АИРа региональные правительство и Министерство экономического развития, экс-губернатора Бориса Дубровского, его зама Руслана Гаттарова, бывшего мэра областного центра Евгения Тефтелева, экс-министра экономического развития Сергея Смольникова, бывшего главу Общественной палаты региона Олега Дубровина и действующего ее председателя Николая Дейнеко, президента Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федора Дегтярева, бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, а также двух бывших руководителей АИРа – Анатолия Лобко и Алексея Бобова. С вышеуказанных лиц и организаций Пивоваров рассчитывал взыскать солидарно 412 млн рублей.
«Все началось в конце 2015 года, когда учрежденная правительством области «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» (ЮУ КЖСИ) оказалась под угрозой банкротства, – вспоминает один из бывших сотрудников регионального правительства. – Корпорация готовилась выставить на биржу ценные бумаги, но возник форс-мажор, нужно было закрывать обязательства перед кредиторами. И тогда была реализована схема с участием АИРа».
В декабре 2015 года Агентство инвестиционного развития получило субсидию от правительства области на сумму 1,5 млрд рублей в целях финансового обеспечения уставной деятельности. 10 млн было потрачено на обеспечение работы в режиме «одного окна» для инвесторов. Остальная сумма пошла на приобретение ипотечных сертификатов участия, а также закладных и уступки права требования по договорам займа «ЮУ КЖСИ». Наблюдательный совет, как отметил в ходе судебного разбирательства Алексей Пивоваров, одобрил данные сделки в феврале 2016 года.
Впоследствии часть бумаг КЖСИ у АИРа выкупила. А в декабре 2016 года с одобрения наблюдательного совета было принято решение о выплате остатка средств путем предоставления жилых помещений и земельных участков. Таким образом, в результате сделок с ипотечными сертификатами и закладными АИР в 2016-2017 годах получил доход в размере 1,53 млрд рублей, подлежащий налогообложению. Однако по какой-то причине налог на прибыль выплачен не был. В результате налоговой проверки в 2020 году у агентства образовалась задолженность в сумме 411,6 млн рублей, в том числе 267,2 млн – основной долг, плюс пени и штрафы.
Оспорить доначисление налога в Арбитражном суде представителям АИРа не удалось, а платить было нечем. В 2017 году агентство заключило два договора дарения – на сумму 1 млрд и 8,09 млн рублей, по которым денежные средства были направлены в бюджет Челябинской области. Кроме того, АИР передал властям региона и Министерству обороны РФ полученные от КЖСИ квартиры и земельные участки.
По мнению конкурсного управляющего, заключение данных договоров, одобренных наблюдательным советом, лишило АИР платежеспособности и впоследствии стало причиной банкротства организации. Ведь переданные активы являлись доходами агентства, и их должны были направить на его уставные цели.
Ответчики на суде возражали, утверждая, что во время заключения сделок агентство неплатежеспособным не было. Оно стало таковым по истечении трехлетнего срока. По словам представителей экс-чиновников, у их клиентов не было цели причинить вред организации или ее будущим кредиторам. В то же время дарение некоммерческой организацией прав или денежных средств другим хозяйствующим субъектам законом не запрещено. На это, по словам участников заседания, обратили внимание и представители прокуратуры Челябинской области.
«Указанные сделки были предметом отдельного рассмотрения в рамках дела о банкротстве АИРа. Конкурсный управляющий требовал признать недействительными договоры дарения квартир и денежных средств, однако ему было отказано. На суде не был установлен факт создания должником незаконных схем по уходу от налогообложения. Следовательно, не доказано недобросовестное поведение со стороны Челябинской области при получении в дар квартир и средств», – рассказал один из участников процесса.
Однако в прокуратуре сочли, что к субсидиарной ответственности следует привлечь бывших руководителей Агентства инвестиционного развития Анатолия Лобко и Алексея Бобова, поскольку к появлению задолженности по налогам привело ненадлежащее исполнение обязанностей руководителя и неграмотное ведение бухгалтерского учета со стороны Лобко. Пришедший же на смену ему Бобов не мог не знать о финансовом положении агентства, однако не предпринял мер по исправлению ситуации.
Сам Анатолий Лобко, который сейчас занимается бизнесом в Москве, утверждает, что консультировался с налоговой инспекцией, когда возвращал средства в бюджет региона. Ответить на вопрос, почему в таком случае АИРу не удалось оспорить доначисления налогов в 2020-2021 годах, он не смог. «К тому времени я уже не работал в АИР и не знаю, что там происходило. Сегодня суд подтвердил, что мы все делали правильно», – заключил Лобко.
Пока неизвестно, будет ли конкурсный управляющий оспаривать принятое решение. Если оно устоит в вышестоящих инстанциях, АИР будет «похоронен» вместе с многомиллионным долгом.
Похороны челябинского Агентства инвестразвития обойдутся без субсидиарки
Суд отказался привлечь к ответственности экс-губернатора, его замов и других чиновников.