За последние два года через структуры почтальонов незаконно обналичили 35 миллиардов рублей. Сегодня стражи Закона блокировали деятельность 40 фиктивных коммерческих фирм и остановили счета 400 подставных лиц в трех банках регионов России. Об уровне «черных» инкассаторов, и отчего затосковали налетчики, узнала «Фонтанка».
По информации одного из сотрудников Главного следственного управления ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, «в период с 2010 по 2012 год через структуры петербургской «Почты России» было незаконно обналичено 35 миллиардов рублей».
Уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность в составе организованной группы в особо крупном объеме) было возбуждено Следственным комитетом 11 июня этого года, но разработка обнальщиков оперативниками «банковского» отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД (УЭБ и ПК) велась с прошлой осени. За это время правоохранительные органы Петербурга установили группу, соорудившую схему в недрах «Почты России».
Принципиально она отличалась лишь использованием механизмов Управления федеральной почтовой службы Санкт-Петербурга и Ленобласти. Алгоритм был прост: деньги от заказчиков – тех юридических лиц, кому необходим был «кэш», перечислялись через «прокладку» на расчетные счета Петроградского межрайонного почтамта, откуда суммы переводами «до востребования» направлялись физическим лицам. Как правило, эти «физики» были виртуальны и зарегистрированы в других регионах России. От Удмуртии до Якутии. С сотней из них уже встретились оперативники УЭБ и выяснили, что о почтовых переводах они ничего не знают.
Для того чтобы не запутаться, организаторы оформили от всех вымышленных получателей несколько нотариально заверенных доверенностей на получение денежных переводов. Получателями являлись петербуржцы – сотрудники охранных предприятий города. Любопытно, что все они выходцы из Средней Азии. Как рассказали нам в экономической полиции, «к нотариату у нас вопросов нет, весь пакет документов был поддельный, в том числе с печатями несуществующих нотариусов».
По договоренности с сотрудниками почтовых отделений в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Курортном, Приморском, Петроградском районах «черные» инкассаторы приезжали с черного входа и забирали баулы. В среднем каждый транш варьировался от 6 до 12 миллионов рублей.
Так, только на счету у одного такого инкассатора документально зафиксирована доставка в общей сложности шести миллиардов рублей. Перемещались «инкассаторы» на бронированных автомобилях, порой используя контрнаблюдение и совершая грамотные проверочные действия. По словам нашего собеседника в Управлении уголовного розыска, «подобные телодвижения участники корпорации применяли отнюдь не из-за опасения, что за ними может работать экономическая полиция».
- Больше всего они боялись налетчиков. И не напрасно. Уголовный розыск прекрасно осведомлен, что раз в квартал на «инкассаторов» совершались разбойные нападения. Полиция привлекалась ими только когда дело доходило до пальбы или серьезных травм. И то, после того как потерпевшие консультировались со своими шефами, у них пропадала память как на обстоятельства ограбления, так и на то, что было у них в мешках. В проводимых беседах они факты нападений начинали категорически опровергать – поделились с «Фонтанкой» в Управлении уголовного розыска.
Несмотря на то, что начальник Управления экономической безопасности Михаил Ильин уклонился от трансляции подробностей по серии обысков, проводимых его подчиненными, он все же ответил на вопрос о незримом присутствии рядом с обнальщиками представителей профессионального преступного мира.
- Там, где есть серьезный оборот незаконной налички, там должна быть и организованная преступность. Где стая рыбы, там и хищники. Я думаю, что гангстеры, прочитав информацию о том, что данная схема нами поломана, несколько затоскуют, – предсказал Ильин.
Как известно, последний официально зарегистрированный вооруженный налет произошел в начале этого года в Приморском районе, когда в схватке за крупную обнальную сумму был застрелен 39-летний перевозчик. Больше трупов не было, следовательно, и жалоб не поступало.
По нашей информации, чаще всего в указанной схеме мелькает ООО «Василевс». Именно внутриведомственную финансовую документацию, связанную с этой компанией, и хотят изучить оперативники экономической полиции после обысков. И именно с ней руководитель филиала ФГУП «Почта России» в Петербурге и Ленобласти Юрий Агафонов чуть ли не лично подписывал договоры на оказание услуг почтовой связи. Как нам говорят в ГСУ и УЭБ ГУ МВД, «обычные почтальоны как раз ни при чем, но руководство почты, возможно, было осведомлено о происходящем».
По нашим данным, Юрий Агафонов находится в отпуске, а в здании его управления на Большой Морской, 61, и Петроградского межрайонного почтамта на Введенской, 10, идут обыски. В том числе следственные действия проходят еще в пяти-шести помещениях коммерческих организаций и в десяти частных квартирах Петербурга.
Основателем же данной конструкции в ГУ МВД называют петербуржца по имени Рома и по прозвищу Спортсмен. У него также был проведен обыск в его доме на Выборгском шоссе. Человек он оказался с норовом, и при появлении оперативников не захотел успокаивать свою азиатскую овчарку. Сотрудники СОБРа угомонили ее при помощи «шокера». В его жилище сотрудников больше всего заинтересовали «черновые» записи многочисленных транзакций.
В ходе подготовки к сегодняшним мероприятиям, сотрудники УЭБ и ГСУ ГУ МВД блокировали счета около 40 фиктивных «фирм-прокладок», открытых в трех банках в Вологде и на Урале, и около 400 фиктивных личных данных россиян.
По нашей информации, несколько руководящих сотрудников филиала ФГУП «Почта России» будут доставлены на допросы после окончания мероприятий.
Полиция ищет в «Почте России» 35 миллиардов
Экономическая полиция и следствие 28 августа проводят десятки обысков. Под подозрением руководители петербургского филиала «Почты России».