Близкий к дочери ректора МГУ Виктора Садовничего, сыну главы совета безопасности РФ Николая Патрушева и Патриарху Кириллу банк «Пересвет» уже, кажется, не спасут от краха никакие земные силы. Руководитель и акционер банка Александр Швец скрылся, его не могут найти. Как сообщает РБК, вчера «Пересвет» ограничил выдачу вкладов. «Из-за возникшего ажиотажа» вкладчикам-физлицам теперь разрешают забрать не более 100 тыс. рублей. Биржевая стоимость облигаций банка упала на 25-30%. фактически сейчас ценные бумаги являются мусором.
По данным «Ведомостей», одним из главных пострадавших в ходе банкротства банка станет акционерное общество «Аэропорт «Пулково» — владелец имущественного комплекса одноименного петербургского аэропорта. АО «Аэропорт «Пулково» принадлежит Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга — подразделению администрации города, которую возглавляет Георгий Полтавченко. Сам аэропорт с 2010 года отдан в концессию компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС).
По указанию губернатора АО положило на счета в «Пересвете» практически всю свою наличность. Согласно сайту госзакупок «Пересвет» в 2016 году выиграл шесть аукционов АО «Аэропорт "Пулково"» на размещение депозитов на общую сумму 3,2 млрд рублей. По четырем аукционам (1,6 млрд рублей) договоры заключены, по двум торгам закупки завершились только вчера, и договоры не подписаны. На процентах по четырем депозитам «Пулково» должно заработать 89,8 млн рублей (средняя ставка – 10,6% годовых).
Последний договор с «Пересветом» заключен 10 октября — неделю спустя после того, как стало известно о серьезных проблемах банка. 4 октября агентство Fitch проинформировало, что кредиты «Пересвета» на 12 млрд рублей (около половины капитала) высокорисковые, так как выданы структурам без активов. После этого пресса сообщила, что председатель правления «Пересвета» Александр Швец исчез.
Ограничение на выдачу вкладов может свидетельствовать о том, что в «Пересвете» уже не хватает ликвидности. Генеральный директор «Пулково» Ростислав Чернышев отказался отвечать на вопрос о судьбе бюджета аэропорта и через секретаря предложил обращаться в ЦБ. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина не комментирует бизнес действующих банков. Петербургский чиновник утверждает, что у «Пулково» в «Пересвете» зависли 2,3 млрд рублей.
Для компании это очень серьезно. На конец 2015 года у нее было 2,9 млрд рублей краткосрочных финансовых вложений (включают депозиты) и 43 млн рублей на счетах. Выручка за прошлый год — 1,25 млрд, из них 932 млн рублей пришлось на арендные, концессионные, лицензионные платежи и роялти. Операционной деятельности «Пулково» не ведет, поэтому его чистая прибыль была 1 млрд рублей.
27,45% в банке «Пересвет» принадлежат Русской Православной Церкви напрямую, 9,89% — через ООО «Содействие». 47,32% акций лопнувшего банка владела Торгово-промышленная палата (ТПП) через АО «Экспоцентр». Председатель ТПП — Сергей Катырин. «Экспоцентром» руководит заместитель Катырина по ТПП Сергей Беднов, он же возглавляет совета директоров «Пересвета».
Господин Беднов входит в совет попечителей Московского государственного университета. В правлении «Экспоцентра» длительное время работает Анна Садовничая — дочь ректора МГУ Виктора Садовничего. Она же заседает в совете директоров «Пересвета». По сведением источников агентства «Руспрес» в руководстве банка, все важнейшие решения совета согласовывались с Садовничими.
В банке также имелись интересы у семьи Патрушевых. Поэтому спасением «Пересвета» за государственные деньги планирует заняться руководитель сверхубыточного Россельхозбанка Дмитрий Патрушев — сын председателя совета безопасности РФ Николая Патрушева, в прошлом коллеги Георгия Полтавченко по работе в ленинградском УГКБ.
С 2005 по 2012 год аэропортом «Пулково» руководил сын бывшего директора Федеральной службы охраны Евгения Мурова Андрей Муров. В концессионере аэропорта ВВСС ждут появления новых акционеров: 24,99% купит суверенный фонд Катара QIA, близкий к блокирующему пакет получат Российский фонд прямых инвестиций, арабские фонды и «Новапорт» Романа Троценко.
Полтавченко сгноил деньги «Пулково» в «Пересвете»
Аэропорт вкладывал средства в рухнувший банк даже после бегства главного акционера.