Деятельность «Группы ВИС» и связанных с ней менеджеров даже спустя годы после завершения работ и контрактов продолжает формировать крупные конфликты в ЯНАО. Так, подчиненные губернатора Дмитрия Артюхова в очередной раз заявили о намерении получить миллиардную неустойку с «ВИС Девелопмент» Игоря Снегурова, которая возводила скандально известный детский сад «Мамонтенок» в Салехарде. После начала эксплуатации в дошкольном учреждении, за которое власти заплатили более 1,7 миллиарда, был выявлен опасный дефект. Впрочем, в суде «ВИС Девелопмент» удалось доказать, что предпосылками для ЧП стали природные факторы и деятельность самих чиновников. Теперь Департамент экономики ЯНАО намерен оспорить это решение, а наблюдатели вспоминают, что «Мамонтенок» начали возводить «в золотое для ВИС время в ЯНАО», когда регионом руководил Дмитрий Кобылкин. Кроме того, участники рынка обращают внимание на фигуру ямальского соратника Кобылкина Евгения Скрябина, который впоследствии «сформировал связь» и с Дмитрием Доевым – действующим гендиректором «Группы ВИС» и экс-главой «Газпром Центрремонт». У Доева, со слов отраслевиков, «свой длинный шлейф конфликтов в ЯНАО и ХМАО», который, впрочем, продолжает пополняться новыми разбирательствами, угрожающими потерями для «Газпрома».
Департамент экономики ЯНАО подал жалобу на решение первой инстанции об отказе во взыскании с ООО «ВИС Девелопмент» (на текущий момент, согласно «Контур.Фокус», конечный владелец Игорь Снегуров – бенефициар «Группы ВИС») 1,38 млрд рублей. Как следует из данных сервиса «Электронное правосудие», сейчас дело направлено в апелляцию.
Уточним, претензии чиновников связаны со скандально известным детским садом «Мамонтенок» в Салехарде, в котором в ходе эксплуатации был обнаружен дефект – «изменение деформационного шва между блоками», а сотни детей пришлось экстренно переводить в другие дошкольные учреждения. При этом за работы «ВИС Девелопмент» получила 1,78 млрд.
После того, как непосредственно по детскому саду ситуацию удалось стабилизировать, чиновники обратились в суд с иском к «ВИС Девелопмент», предъявив 1,373 млрд неустойки и 8,9 млн штрафа.
Впрочем, Арбитражный суд ЯНАО позицию подчиненных губернатора Дмитрия Артюхова не разделил. Первая инстанция указала на ряд факторов, например, что еще в 2017 году объект без замечаний был принят администрацией Салехарда в аренду. Также суд учел заключение экспертов, которые пришли к выводу, что «причинами крена корпуса «В» здания детского сада являются совместные действия АО «Салехардэнерго» и ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» по прокладке теплотрассы, нарушившие естественные гидрологические условия местности и не учитывающие рельеф территории строительства теплотрассы». В итоге, как указано выше, в притязаниях чиновникам было отказано.
Стоит отметить, что стройка детского сада «Мамонтенок» относится к периоду работы на посту губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. При нем «Группа ВИС» Игоря Снегурова, несмотря на все конфликты, получала миллиарды рублей на соцобъекты, что вызывало критику в адрес властей и даже подозрения в коррупции.
Примечательное место в этой истории занимал, в частности, Евгений Владимирович Скрябин. Он пересекался с Кобылкиным еще по работе в Пуровском районе. Именно Скрябин после того, как Кобылкин в 2010 году ушел с поста главы Пуровского района на должность губернатора, стал его «преемником» в муниципалитете. При этом уже в 2015 году Скрябин стал одним из членов совета директоров ООО «ПФ «ВИС», а с 2017 по текущее время, согласно данным «Контур.Фокус», фигурирует в качестве участника ПФ «ВИС». Эксперты рынка даже высказывали мнение, что «Скрябин якобы является представителем Кобылкина в бизнесе».
Еще интереснее, что, согласно базе данных, Евгений Скрябин, к прочему, занял кресло директора ООО «Управление золотыми активами». Одним из участников данной организации числится Дмитрий Доев – действующий генеральный директор АО «Группа «ВИС» и экс-глава ООО «Газпром Центрремонт».
При этом у Дмитрия Доева, как говорят отраслевики, «отдельная огромная история конфликтов», связанная с ЯНАО, ВИС и ПАО «Газпром». Как подробно сообщала «Правда УрФО», в начале 2000-х Дмитрий Доев возглавлял «Производственную фирму «ВИС», но позже перешел на работу в структуры «Газпрома».
Федеральные СМИ указывали, что с этим назначением произошел резкий рост выручки ВИС. В 2009 году ПФ «ВИС» заключает с ООО «НГХК» (сейчас «Газпром НГХК») договор генподряда по проекту «Новоуренгойского газохимического комплекса». При этом на объект тратятся десятки миллиардов, а несколько лет примерно до весны 2019 года, компанией «НГХК» управляет ООО «Газпром Центрремонт», которое в это время возглавляет Дмитрий Доев. Впрочем, в 2017 году договор генерального подряда расторгается, и в следующие несколько лет НГХК проигрывает суды ПФ «ВИС» на миллиарды рублей. Доев же в 2021 году спокойно возвращается в ВИС уже в качестве генерального директора группы.
Не менее примечательны и партнеры Доева и Скрябина по ООО «Управление золотыми активами». Как сообщала «Правда УрФО», вторым участником организации значится ПАО «Селигдар». Часть акционеров последнего до определенного момента были связаны с ООО «Мегабилд», которое и инициировало дело о банкротстве «Энергогаза» (основной владелец – АО «Газпром Центрэнергогаз»).
«Правда УрФО» подробно сообщала о претензиях, которые предъявляются Дмитрию Доеву в рамках банкротства «Энергогаза». Кроме того, структура «Газпрома» стала участником и крупного налогового скандала.
Сейчас же в Арбитражном суде Москвы рассматривается иск «Газпром Центрремонт» к ООО «Научный-6» («дочка» «Энергогаза») на 126,6 млн рублей. Отметим, что со стороны «Научного-6» были выдвинуты встречные требования к структуре «Газпрома», которой ранее руководил Доев, на 348,3 млн рублей.
«Конфликты продолжают нарастать, а Доев, Скрябин, Кобылкин и другие вполне комфортно себя чувствуют, как, видимо, и отдельные бизнесмены в Лондоне», – заключает собеседник издания.
Полтора миллиарда Игоря Снегурова закопаны под ‟Мамонтенком‟
Скрябин связал Доева с Кобылкиным, а «Газпром Центрремонт» получил новый иск. Дело по детскому саду «Мамонтенок» направлено в апелляцию.