«Одно из направлений — „Мы вместе“, оно сфокусировано на интеграции новых российских регионов в общее историко-культурное пространство страны… Мы надеемся увидеть много заявок от жителей Донбасса, Запорожской и Херсонской областей», — заявил гендиректор фонда Роман Карманов. Впрочем, среди тех, кто гранты уже получил, много людей известных: звезда 90-х Тутта Ларсен, фирма лидера группы «Любэ» Николая Расторгуева, племянник знаменитого барда Михаил Грушин, продюсер программ с Владимиром Соловьёвым и продюсерский центр Игоря Матвиенко. «База» разбиралась, кто и как будет заниматься патриотическим воспитанием россиян.
Тутта Ларсен и иконы
С Туттой Ларсен, которая многим запомнилась как яркая ведущая эпохи MTV, произошла удивительная метаморфоза. В девяностые и нулевые эта девушка-неформалка с серьгой в носу и экстравагантной причёской взяла интервью у многих легендарных музыкантов, показала Москву группе RHCP и поколотила в эфире пристававшего к ней басиста Bloodhound Gang. Тутта, или Татьяна (её настоящее имя), давно ушла в православие и теперь получает от государства гранты на сохранение скреп.
Президентский фонд культурных инициатив выделил Тутте три гранта на общую сумму 39 млн рублей. Из них 14 млн — на проект «Православный щит Донбасса». Как говорится на сайте фонда, «события на Донбассе для Тутты — личная боль»: она родилась в Донецке, а выросла в Макеевке.
Тутта должна создать цикл документальных фильмов про то, «как духовно-нравственные ценности объединяют людей России и ЛДНР». Одна из этих ценностей, конечно, — патриотизм. «События последних месяцев, начавшиеся после объявления специальной военной операции, привели к значительному росту патриотических настроений в обществе», — говорится на странице проекта.
В фильмах Тутты героями станут люди, у которых есть правильный ответ на тот самый вопрос: «Где вы были 8 лет?»
«Военные действия, обстрелы, жертвы и разрушения на Донбассе начались не полгода назад, а на 8 лет раньше. И все эти годы вера, надежда и любовь не покидали эту землю, — сказано в описании проекта. — К уцелевшим и полуразрушенным храмам приходили люди — в праздники, во время обстрелов и в период затишья. Все эти годы они восстанавливали не только свои дома, но и местные храмы. В полуразрушенных храмах Донбасса продолжали крестить детей, венчать новобрачных и отпевать усопших».
Тутта также хочет рассказать о том, что «по другую сторону границы российские иконописцы писали иконы для храмов Донбасса, а волонтёры все эти годы собирали помощь и отправляли её на Донбасс». Увидеть всё это можно будет на видеоплатформе VK Видео. Проект должен быть закончен к 2024 году. Точное количество фильмов в цикле и хронометраж не указаны.
А ещё Тутта получила от Президентского фонда культурных инициатив 17 млн рублей на проект «Счастливы по-разному». К сентябрю 2024 года она должна будет создать цикл документальных фильмов о «10 необыкновенных семьях, которые сумели преодолеть сложные вызовы судьбы, остаться вместе, сохранить и преумножить любовь в семье». И снова в описании проекта — скрепы: «К традиционным ценностям среди прочего относятся крепкая семья, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение. Как раз об этом и рассказывает проект Тутты Ларсен „Счастливы по-разному“».
8 млн рублей журналистка получила на своей проект «ПутеРодитель» — «создание семейной тревл-карты России для популяризации традиций семейного отдыха с детьми и важности семейных ценностей в контексте современного российского общества».
Тутта Ларсен рассказывала в интервью, что сильно изменилась после сложного жизненного периода: на восьмом месяце беременности она потеряла ребёнка, после чего тяжело заболела сама и рассталась с первым мужем. Во время болезни — иммунного срыва, в котором не могли разобраться врачи, — Тутта начала читать молитвослов. «В процессе потери, предательства и болезни пришёл Христос, и вместе с этим пришел смысл, всё встало на свои места, — рассказывала она. — Стало понятно, как расставляются в жизни приоритеты, что нет ничего важнее жизни, нет ничего важнее веры, нет ничего важнее твоей собственной души и тебя как образа и подобия — и твоего предательства себя как человека».
32,5 млрд рублей на «культурные инициативы»
Президентский фонд культурных инициатив появился в 2021 году «в целях поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий».
Его общий грантовый объём на 2021–2024 годы составляет 32,5 млрд рублей. Одной из основных тем конкурсов фонда является «историческое единство Донбасса с Россией, преемственность истории, развитие побратимских связей Донбасса и освобождаемых территорий с регионами и городами России».
Как говорится на сайте фонда, 10 марта были подведены итоги первого грантового конкурса 2023 года, и общая сумма грантов составила 3,7 млрд рублей. Самый крупный грант — 83 млн рублей — достался некоммерческой организации «Центр по пропаганде безопасности движения на транспорте „Движение без опасности“». Центр должен будет организовать гастроли театра Олега Табакова в Севастополе, показывать будут спектакль «Страсти по Бумбарашу» — это трагическая история про человека, который вернулся с Первой мировой войны в свою деревню, и обнаружил, что там идёт другая война — гражданская.
Продюсерский центр Игоря Матвиенко за 29 млн рублей поставит этнооперу про князя Владимира, где главную роль исполнит певец Шаман. Дмитрию «Гоблину» Пучкову дали 19 млн рублей на шоу «Вечерний излучатель».
Компания жены пресс-секретаря президента Татьяны Навки получила грант в 25 млн рублей на «грандиозные ледовые шоу». Где именно они пройдут, не ясно: в «географии проекта» указана вся Российская Федерация. В конце 2022 года фирме Навки дали аналогичный грант на сумму 14 млн рублей, чтобы она провела ледовое шоу «Руслан и Людмила» в Луганске.
Немало грантов получили организации из Чечни. Например, чеченское региональное отделение общероссийской организации «Российский союз сельской молодежи» выиграло два гранта на общую сумму 45 млн рублей. Проект называется «Сыны Чечни на страже Российской державы», и он «разработан по инициативе и под личным кураторством Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова».
На эти деньги будет создана «галерея образов боевых генералов, офицеров и простых солдат, которые на протяжении XIX, XX и XXI веков умножали славу российского оружия». В их числе — «Герой России Адам Делимханов» (депутат Госдумы — прим. Базы), «обративший в бегство нацистов „Азова“», говорится в описании проекта.
Лавандовый раф и фашистская гречка
Фирма «Дом музыки», 50% которой владеет «Продюсерская компания Николая Расторгуева» (лидера группы «Любэ»), получила грант размером 3 млн рублей на радиопроект «Своими словами». Его цель — «популяризация творчества поэтов, пишущих о событиях в Донбассе и на освобождаемых территориях». Всего планируется создать цикл из 100 радиопрограмм до июня 2023 года. Они будут выходить на «Радио Книга», которое курирует всё та же компания «Дом музыки».
В описании проекта приведён пример того, что примерно будет звучать в эфире, — стихотворение поэта Влада Маленко:
«Москвичка в утренней кафешке!
Не привыкай к донецким фото.
Не то тебя железом тронет
Не в Волновахе, на Волхонке.
Ты слышишь, это время стонет
В обычной радиоколонке!
Отныне в церкви на Таганской
Россия будет ставить свечку
Блаженной бабушке луганской,
Не взявшей у фашиста гречку».
Целевая аудитория проекта похожа на героиню стихотворения — «люди, покупающие лавандовый раф за 450 рублей по дороге в офис на условных Патриках». Авторы проекта хотят, чтобы они, слушая передачу, проникались «проблематикой Донбасса, освобождения территорий, подвига военных на юго-западной границе страны».
Николай Расторгуев входит в Общественный совет при Минобороны, выступает перед участниками СВО и клеймит коллег, имеющих противоположные взгляды. Например, он заявил, что уехавшие за границу артисты «все вернутся, с позором». Также Расторгуев высказывался, что комика Семёна Слепакова, осудившего СВО, «надо исключить из всех программ на телевидении».
«Патриотический заряд» от бардов
21 млн рублей от Президентского фонда культурных инициатив получила «Московская дирекция фестивально-концертных проектов авторской песни „Стольный град“». Она проведёт в «Крокус Сити холле» концерт «Песни нашего полка» 5 мая — накануне праздника Дня Победы, а 9 мая его покажут на телеканале «Россия 1». Главная цель — указать на параллели между Великой Отечественной войной и «войной против фашизма и национализма на Украине». Авторы проекта считают, что россиянам необходим «патриотический заряд». Ведь недостаток такого заряда привёл к «бегству мужчин призывного возраста во время частичной мобилизации».
Причём и в бегстве россиян, и в недостатке патриотического духа, как следует из описания проекта, виноваты другие государства — враги России, потому что они стремятся «оболгать» наше историческое прошлое, а россияне, пользуясь «доступностью информации» в интернете, получают неверные данные — и бегут.
Это уже третий грант от Президентского фонда культурных инициатив, который получила организация «Стольный град». В прошлом году ей дали 18 млн рублей на проведение аналогичного мероприятия, правда, в его описании не было ни Украины, ни политики, а была просто память о Великой Отечественной войне. Также в 2021 году «Стольный град» получил 5 млн рублей на проект «Маршрутами синего автобуса», задачей которого была «популяризация русского литературного поэтического языка».
Один из учредителей и директор «Стольного града» — Михаил Грушин: сообщалось, что это племянник барда Валерия Грушина, именем которого назван самый большой в мире фестиваль авторской песни.
Продюсер Соловьёва
Компания «Гринвич Продакшн», принадлежащая продюсеру Димитру Тодорову, получила 6 млн рублей от Президентского фонда культурных инициатив на музыкальную пропаганду: из описания проекта следует, что музыка — «канал воздействия на мировоззрение людей». На грант будет организован конкурс среди музыкантов, «исполняющих патриотические песни, песни о Донбассе, СВО». Причём авторы обязательно должны быть неизвестными, и конкурс станет для них «трамплином» к славе. Проект планируется завершить в мае 2023 года — так что, возможно, его тоже как-то приурочат ко Дню Победы.
Проект называется «Мы не оставим городов своих». Это почти дословная цитата из песни патриотической группы «Декабрь». 9 мая 2017 года сборник почти с таким же названием при участии Захара Прилепина в поддержку происходящего на Донбассе выпустили известные музыканты — Юлия Чичерина, Вадим Самойлов, Александр Скляр.
Димитр Тодоров — продюсер программ Владимира Соловьёва, по крайней мере, именно в таком качестве в 2018 году он был указан в репортаже команды «Мосфильма». «У нас съёмочный день — воскресенье, — рассказывал тогда Тодоров. — Владимир Соловьёв приходит практически на весь день. Рабочий день ведущего начинается с того, что он изучает материал, готовится к съёмке, затем много времени проводит в гримёрной комнате. Мы снимаем сразу обе программы — „Воскресный вечер“ и „Москва. Кремль. Путин“. Владимиру Соловьёву на „Мосфильме“ комфортно, у него здесь есть все условия для полноценной работы».
Интересно, что Тодоров раньше снимал документальные фильмы о российских музыкантах совсем другого толка — Викторе Цое, группе «Сектор газа», Юрии Шевчуке. Сейчас Шевчук, осудивший СВО и выпустивший антивоенную песню, — в списке «нежелательных» музыкантов.
Лекции о смерти
7 млн рублей на «лекции, посвящённые единству русского культурного пространства», получила организация с довольно странным для этого контекста названием — «Модернизация многоквартирных домов». «Мероприятия проекта включают в себя философские, исторические, культурологические лекции», — говорится на странице проекта. Их будут вести «известные учёные, деятели культуры». Цель — «углубление культурного единства жителей ЛДНР и освобождённых территорий с Большой Россией».
Описание проекта довольно размытое, но по деятельности грантополучателя можно понять, что это будет. Директор «Модернизации многоквартирных домов» — Николай Арутюнов. Он рассказывает про себя следующее: живёт в Питере, по образованию социолог, увлёкся идеями философа Александра Дугина, много лет организовывал с его дочерью Дарьей Дугиной (убитой в августе 2022 года) мероприятия, где проповедовались идеи Евразийства, культурное пространство создал на деньги от собственного ремонтно-строительного бизнеса.
«Солнце севера» выкладывает у себя на сайте много лекций. Например, есть курс «Русская военная философия», там рассказывают «о смысле войны», «её нравственных и метафизических основаниях в глазах русских философов».
В мероприятиях «Солнца севера», конечно же, часто участвует сам Дугин. Например, на недавнем «Философском соборе», который курировал Арутюнов, Дугин рассказал об «экзистенциальной теории мобилизации»: он пояснил, что это смесь понятий немецких философов Хайдеггера и Юнгера. Невероятно, но Дугина не смущает, что оба этих философа одобряли нацизм: Юнгер посвятил одну из своих книг Гитлеру, а Хайдеггер участвовал в нацистской пропаганде.
Дугин пояснил, что близость смерти — это пробуждение, или «тотальная мобилизация» духа. Те, кто внутри СВО, «пробуждены», а те, кто отворачиваются от неё, «спят глубоким, свиноподобным, похрюкивающим сном». При этом «пробуждение не может происходить без соприкосновением со смертью». А Николай Арутюнов на том же «соборе» обещает: «В ближайшие месяцы и годы тех, кого ещё не коснулась мобилизация и фронт, — всех они коснутся».
Что делать с чувством вины?
7 млн рублей от Президентского фонда культурных инициатив получила компания с комичным названием «Мимими». Но в описании гранта всё серьёзно: речь идёт о губительном влиянии «проамериканских ценностей», «санкционного давления» и «искажённой информации», которую подают некоторые СМИ. Россияне должны восхищаться «героизмом нашей армии», но им «навязывается вина за проведение освободительной операции на Донбассе». Как же бороться с этой ситуацией?
Стальной проволокой!
Компания «Мимими» к маю 2023 года должна провести конкурс патриотической скульптуры «Наши герои». В результате появится новый яркий символ — вроде уже существующих скульптуры Родина-мать и вечного огня.
Скульптура, которая победит в конкурсе, будет напечатана на 3D-принтере из стальной проволоки. «Это пик технологий, та часть проекта, где инновации тесно переплетаются с современным искусством», — говорится в описании гранта.
Владелец и директор фирмы «Мимими», профиль которой, согласно базе СПАРК, — деятельность по организации конференций и выставок, — Максим Канищев. Основной его бизнес — фирма «Русэнергопроект», которая занимается повышением энергоэффективности промышленных предприятий и является участником «Сколково». Канищев нередко выступает в СМИ как эксперт по вопросам, связанным с энергетикой: например, в ноябре 2022 года он заявлял, что Британия будет и дальше закупать российскую нефть, несмотря на санкции и репутационные убытки, так как её нечем заменить.
На странице конкурса среди его партнёров указана компания Parc3D, которая печатает скульптуры на 3D-принтере. Например, в 2020 году в Выксе установили скульптуру «Рудокопы», созданную Parc3D. Но, вероятно, это не юрлицо, а бренд, по крайней мере, на одном из сайтов Parc3D в качестве главного юрлица указана всё та же «Мимими».
Ранее Канищев был гендиректором фирмы «2050.АТ», которая также занимается 3D-печатью и среди бенефициаров которой — миллиардеры Андрей Бокарев и Искандар Махмудов. В общем, с технологиями и рынком этого метода Канищев знаком хорошо. В одном из интервью он рассказывал, что 3D-печать выгодна «только в двух случаях: если такой хайтек приносит колоссальный PR-эффект и если собственник знает „секретный ингредиент“».
Охотники за бюджетными деньгами
Два гранта на общую сумму 10 млн рублей получила «Группа компаний Инконнект». Она будет учить патриотизму подростков, которые «находятся под постоянным влиянием соцсетей и других коммуникационных платформ, зачастую управляемых лидерами информационных войн». Для этого будет проведён «Всероссийский историко-креативный конкурс „Новороссия от Екатерины Великой до наших дней“». После этого компания ещё и даст рекомендации школам, как освещать эту тему в рамках «Разговоров о важном».
Также «ГК Инконнект» проведёт «культурно-исторический конкурс „История Севастополя в лицах“». Это будет «обращение к молодёжи с призывом рассказать о роли своей семьи в истории своей страны, истории Севастополя».
«ГК Инконнект» была зарегистрирована в 2010 году и выиграла гостендеры на общую сумму 795 млн рублей. Фирма организует мероприятия: всевозможные форумы, выставки, конференции — для Федерального медико-биологического агентства, Россотрудничества, Минобрнауки и других ведомств.
В причинах успеха компании ещё в 2013 году пытался разобраться журнал Forbes. Татьяна Садофьева — владелец и руководитель «ГК Инконнект» — ранее была учителем физики и 11 лет отработала в школе города Североморска, потом переехала с семьёй в Москву, стала изучать психологию управления и преподавать в экономическом лицее и, наконец, в 1995 году занялась выставочным бизнесом, к которому затем присоединился её сын.
«Присосались к министерству и стали выигрывать конкурсы, — говорил Forbes Валерий Барулин, вице-президент Российского союза выставок и ярмарок. — Нас уже тогда удивляло, что побеждает не выставочная компания, а мелкая семейная, которая выигрывает конкурс, а потом ищет, кто бы всё сделал».
Показательная история: в 2011 году «ГК Инконнект» получил контракт на 375 млн рублей от Минпромторга. А через пару месяцев Александр Дианов, который был начальником отдела выставок министерства и входил в закупочную комиссию, стал замдиректора «ГК Инконнект».
Такие жирные контракты у «ГК Инконнект» остались в прошлом. Например, последний тендер — на 20 млн рублей — она выиграла в 2021 году. Значительные госзаказы в 2022 году были только у компании сына Садофьевой Андрея «Главное объединение специалистов Консалт» — 70 млн рублей. Одна из компаний Садофьевой («Инконнект») недавно была признана банкротом, и, видимо, бывшая учительница физики решила снова учить детей — на этот раз патриотизму.
После СВО
«Что будет после СВО?» — наверняка такой вопрос задавал себе каждый вне зависимости от политических взглядов. Те, у кого есть «правильные» с точки зрения властей ответы на этот вопрос, могут рассчитывать на гранты. Продюсер Евгений Субочев, например, получил от Президентского фонда культурных инициатив 7 млн рублей. Деньги пойдут на съёмку на документального фильма «Завершение: трибунал».
В фильме проводятся параллели между Великой Отечественной войной и СВО. Автор вспоминает, как денацифицировали Германию: «Например, к маю 1945-го уже был список из четверти миллионов человек, которые должны были пройти проверку на приверженность и принадлежность к нацистской идеологии. Дальше происходили розыск, арест, суд, наказание. Всё это заняло много лет».
Далее Субочев задаётся вопросом: «По какому принципу 30-миллионное государство Украина будет шаг за шагом денацифицирована? Учитывается и обсуждается возможность высшей меры, если суд будет происходить на территории Донбасса, где нет моратория на смертную казнь». Фильм, который должен быть готов к 2024 году, «ответит на вопросы денацификации зримо, тщательно исследуя и фиксируя художественным способом как процессуальную, так и психологическую сторону денацификации».
Сейчас в кинотеатрах идёт другой фильм, спродюсированный с участием Субочева, — «Чекаго». Это криминальная драма о парне, который едет из глубинки в Москву, чтобы строить музыкальную карьеру, а заодно перевозит сумку с наркотиками. Также Субочев работал над фильмами «Уральское дерби», «Аффинаж», «Хандра», «Земля больших возможностей» — но в списках продюсеров он упоминается обычно ближе к концу. Например, мини-сериал «Земля больших возможностей» продюсировали также Тимур Бекмамбетов и ещё 10 человек. Так что в своём документальном кино о денацификации Субочев наконец получит полную творческую свободу и выразит себя.
Попавшие под залп патриотических грантов
Артисты и бизнесмены получают миллиарды из бюджета на «патриотические проекты». В этом году Президентский фонд культурных инициатив выделит на них около 10 миллиардов рублей.