Последние полтора года ознаменовались арестами губернаторов. Три главы регионов – Александр Хорошавин, Никита Белых и Вячеслав Гайзер – оставили посты руководителей соответственно Сахалинской и Кировской областей, а также Республики Коми, оказавшись за решёткой в ожидании правосудия. Спектр вменяемых им уголовных статей – от банальной коррупции до «целого» создания преступного сообщества.
«Наша Версия» решила разобраться, что происходит в одном из «обезглавленных» регионов – Коми, пошёл ли ему на пользу арест губернатора, справляется ли его преемник.
На прошлой неделе глава Коми Сергей Гапликов отрапортовал премьер-министру Дмитрию Медведеву: в регионе всё отлично. Доходы бюджета растут, вверх пошли объёмы добычи нефти и газа, производства лесоматериалов, продукции химического производства, полностью выполняются все социальные обязательства перед гражданами.
Впрочем, старая чиновничья мудрость гласит, что хвалиться своими достижениями следует осторожно. Ведь целью любого визита в высокий кабинет является выпрашивание денег, а если в регионе всё и так хорошо, то начальник засомневается, стоит ли их выделять. Однако Сергей Гапликов умением соблюсти баланс, похоже, овладел виртуозно. Описав светлое настоящее, царящее в республике, губернатор тут же посетовал: на носу 100-летие Коми. К этому великому празднику неплохо бы реконструировать и построить побольше социальных объектов – больниц, школ и так далее. Тут как нельзя кстати пришлась бы «неоценимая помощь» из федерального центра. Дмитрий Медведев явил неравнодушие и поручил министерствам и ведомствам проработать предложения.
Конец света, газа и воды
Сообщение о встрече главы региона с председателем правительства, размещённое на сайте регионального агентства БНК, вызвало в комментариях широкую общественную дискуссию. «Даёшь к 100-летию Коми в каждое село: газопровод! водопровод! асфальтированную дорогу! Интернет! цифровое телевидение! внедорожник каждой сельской семье бесплатно!» – призывает один пользователь. На что ему отвечает другой: «Хотя бы стиральную машинку и чтоб воду в неё из колодца не таскать…» – «Когда наконец газ проведут?» – негодуют третьи. «Даже школу не смогли построить, как обещали, до 1 октября, а что говорить об остальном!» – возмущаются четвёртые.
Негодование звучит практически по всем поводам. «Где детские сады?! Компенсацию за непредоставление места с полутора лет у нас в Коми не ввели, сказали, что решат проблему строительством садов. Так где сады?! Как жить на пособие 60 рублей в месяц, если ребёнка некуда пристроить?!». «Когда же мы, пенсионеры и другие жители, перестанем покупать воду для своих нужд? Где и когда поднимается этот вопрос? Перед выборами обещали воду в октябре. Как же не стыдно?».
В ответ пенсионера упрекают: «А вы и поверили и проголосовали как надо. Вот потому и без воды до сих пор. Вы ж выбрали – значит довольны его работой. А зачем работать лучше, если и так хорошо?».
Пострадали от «новой метлы»
Так видится работа новой администрации простому народу. А что в действительности произошло в Жёлтом доме, как называют в Коми здание областного правительства?
Как известно, год назад под аресты попали сразу 19 высокопоставленных республиканских чиновников, включая экс-губернатора Вячеслава Гайзера. Их подозревают в организации преступного сообщества. Некоторые значительные фигуры, впрочем, остались на свободе, однако лишились своих постов и былого влияния.
Самой заметной отставкой стал, пожалуй, уход бывшего главы правительства Владимира Тукмакова. После ареста Гайзера и компании ему пришлось взять на себя оперативное управление республикой. В марте этого года Гапликов всё же уволил Тукмакова – в прокуратуре уверяли, что чиновник ежемесячно получает в дар от таинственных благодетелей 100 тыс. рублей. Неизвестно, так ли это было в действительности или же Тукмакова просто хотели свалить (слишком уж смехотворно выглядела сумма предполагаемых подношений), но в итоге глава правительства утратил доверие губернатора и покинул свой пост. Одновременно из правительства ушла руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям Ирина Брагина. Всё дело в том, что супруга чиновницы – депутата Госсовета Коми Михаила Брагина – в октябре прошлого года задержали по подозрению в незаконном предпринимательстве.
Вместо того чтобы полностью обновить власть, провести честные и открытые конкурсы на замещение высвободившихся чиновничьих должностей, их заместили заезжими гастролёрами. «Новая метла» смела и безобидного вроде бы «физрука». Степан Чураков руководил агентством Коми по физической культуре и спорту чуть больше года, при этом никаких нареканий к нему вроде бы не было. Но в октябре прошлого года на заседании кабинета министров Сергей Гапликов устроил всем разнос с вынесением выговоров. Единственным уволенным по итогам критики оказался Чураков – за то, что члены правительства провалили мобилизационную тренировку.
Пришли свои
В результате в Жёлтом доме появились новые лица. Так, правительство после ухода Тукмакова возглавила Лариса Максимова, последние пять лет руководившая региональным налоговым ведомством. Появились и «варяги», приглашённые Сергеем Гапликовым. Например, получивший пост министра массовых коммуникаций, информатизации и связи Коми Михаил Порядин прежде работал с Гапликовым в госкорпорации «Олимпстрой». Министра сельского хозяйства Анатолия Князева Гапликов нашёл в Чувашии, где в своё время трудился председателем правительства – в то время Князев был депутатом Госсовета.
Министром архитектуры и строительства был назначен Виктор Абулгафаров, ранее возглавлявший департамент строительства Краснодарского края, – в этом регионе Гапликов также успел в своё время поработать. Константин Лазарев возглавил комитет ЖКХ, а затем стал заместителем председателя правительства. До этого он работал в Смоленской и Ярославской областях. Безусловно, привлечение к работе людей, которым доверяешь, – обычная практика любого руководителя. Другой вопрос, по каким критериям ведётся подбор кадров. Есть мнение, что команда обновилась недостаточно.
«С приходом новой администрации в Коми мало что изменилось. Вместо того чтобы полностью обновить власть, провести честные и открытые конкурсы на замещение высвободившихся чиновничьих должностей, их заместили заезжими гастролёрами, о деловых качествах которых никто ничего не знает, кроме того, что они друзья назначенного нам сверху правителя», – утверждает член КПРФ Андрей Никулин.
Подобного мнения придерживается и эксперт Общественной палаты Коми Александр Щиголев: «Несмотря на то что основной костяк преступного руководства региона был арестован, почти все те, кто помогал им разворовывать бюджет региона, так и остались при портфелях. Гапликов их только немного потасовал, как карты в колоде, но каждый теперь верно служит ему. Хотя люди ждали люстрации, поскольку каждый разумный человек понимал, что эти жулики в Жёлтом доме честных людей на руководящие посты не ставили».
В качестве результата подобной политики общественник приводит пример: власти лишили региональных льгот участников боевых действий. Зато деньги нашлись на проведение авиашоу. Вот тебе выполнение социальных обязательств, о чём Сергей Гапликов бодро рапортовал Медведеву.
После ареста губернатора в Республике Коми мало что изменилось
Последние полтора года ознаменовались арестами губернаторов. Три главы регионов – Александр Хорошавин, Никита Белых и Вячеслав Гайзер – оставили посты руководителей соответственно Сахалинской и Кировской областей, а также Республики Коми, оказавшись за решёткой в ожидании правосудия. Спектр вменяемых им уголовных статей – от банальной коррупции до «целого» создания преступного сообщества.