Ранее решение о национализации завода принял президент на фоне новогодних скандалов с отоплением в подмосковном Подольске. Аварийная котельная находилась как раз на территории завода. Старые уголовные дела против руководства завода были продолжены с новой силой, а консолидация акций предприятия у «Ростеха» началась еще в 2023 году.
Поручение президента об изъятии у частных владельцев акций Климовского специализированного патронного завода в пользу государства есть, иск Генпрокуратуры готовится и скоро поступит в суд, пишет РБК со ссылкой на источники в госструктурах. Это будет процедура изъятия акций у семьи предпринимателя Бориса Краснова. Бизнесмен сейчас находится в розыске в России и проживает за границей.
Оказалось, в октябре 2023 года дочь Краснова Ольга Никишова обратилась в «Ростех» с желанием «безвозмездно пожертвовать» 10% акций завода. Договор составлен, акции переведены на счет корпорации, которая ранее уже заверяла, что готова взять завод под свое крыло. В «Ростехе» уточнили, что контролируют сейчас 36% акций завода, а мажоритарный пакет все еще находится в руках частных собственников.
Но, кажется, ненадолго: история с аварийной котельной, которая оставила жителей Подольска без тепла в новогодние праздники, подстегнула расследование целого вороха уголовных дел против руководства климовского завода. Это, например, мошенничество в особо крупном размере, легализация денежных средств, полученных преступным путем, и некоторые другие дела. Все они ранее забуксовали, но теперь им дадут ход, не сомневается адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко:
«Насколько известно из публикаций не со стороны «Ростеха», консолидация разрозненных пакетов акций данного предприятия велась и ранее, но после скандала работа активизировалась и, я думаю, будет завершена в ближайшее время. На основании иска Генеральной прокуратуры, безусловно, он перейдет сначала в собственность государства, а потом государство передаст этот актив «Ростеху», который является госкорпорацией».
Руководители климовского завода многие годы были в непростых отношениях с законом. С тех пор как в нулевых завод выкупил и создал ряд дочерних предприятий ранее судимый бизнесмен Хорхе Портилья-Сумин, предприятие испытывало проблемы еще и с бюджетным балансом. Были банкротства и долги перед кредиторами на 220 млн рублей, были пожары в бухгалтерии. Котельная, которая размещалась на территории завода, тоже попала под махинации: от одной «дочки» предприятия ее передали другой в счет погашения задолженности. А займы брались у аффилированной с тем же Портильей-Суминым компании.
Всеми денежными потоками, как считает следствие, управляли Краснов и его жена Марина Сахарова, а после начала расследования в отношении Портильи-Сумина акционеры начали выводить с завода средства. Сама же Сахарова заявила, что «все уголовные дела в отношении ее мужа сфальсифицированы», и добавила, что Краснов давно покинул Россию. По ее словам, муж был арестован за границей и российские власти добивались его экстрадиции. Пробыв под стражей больше года, Краснов был отпущен и получил политическое убежище.
Сейчас следствие проверяет все сомнительные сделки руководства завода в нулевых годах и выясняет, на каком этапе государство потеряло право «золотой акции». Можно ожидать появления новой статьи о преступном сообществе, считает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:
«В абсолютном большинстве случаев эти иски вне зависимости от оснований удовлетворяются судами, что, впрочем, не освобождает истца, то есть прокуратуру, от необходимости соблюдения процедуры доказывания, и тут на помощь прокуратуре как раз приходят следственные органы. Несмотря на то что обстоятельства, которые расследуют следователи, могут находиться за пределами сроков давности преступления, когда невозможно уже вынести обвинительный приговор, например по статье 159 («мошенничество») и статье 174 («легализация денежных средств») — они составляют десять лет с момента окончания преступных действий, следствие может дополнительно квалифицировать действия злоумышленников, например, по статье 210 («организация преступного сообщества»). Тогда в большинстве случаев проблема сроков давности будет решена. А если начинают появляться преступные сообщества или какие-то более тяжкие составы, это уже и будет свидетельствовать о том, что цель стоит — наказать».
Все уголовные дела против Хорхе Портильи-Сумина находятся в активной фазе, сам он задержан, процессы идут в закрытом режиме. Краткую характеристику бардаку в руководстве дал экс-председатель совета директоров завода Виталий Полетаев. В беседе с РБК он отметил, что патронный завод был «разворован и имел около полумиллиарда долгов». А «Ростех» уже раздумывает, как поступит с Климовским патронным заводом после получения контрольного пакета. Там отметили, что завод остро нуждается в модернизации производства и коммунальной инфраструктуры.
Последний патрон
Генпрокуратура готовит иск об изъятии в пользу государства акций Климовского патронного завода.
19.02.2024