Бывший прокурор подмосковного Клина Эдуард Каплун просит Басманный райсуд Москвы заставить Следственный комитет определиться с судьбой некогда знаменитого «игорного дела» о коррупции в прокуратуре Московской области. Само дело фактически развалилось, а Каплун в статусе подозреваемого до сих пор остается в нем единственным фигурантом. Экс-прокурор жалуется на то, что следственных действий с ним не проводят уже полтора года и никаких обвинений ему не предъявляют. В связи с этим Каплун просит суд признать незаконным и необоснованным постановление о возбуждении «игорного дела». Следователи говорят, что закрывать дело не собираются, потому что в нем «еще есть потенциал».
Эдуард Каплун подозревается Следственным комитетом в получении взятки в рамках «большого» уголовного дела, возбужденного еще в мае 2011 года. По версии следствия, с августа 2009 года по апрель 2010-го зампрокурора Московской области Александр Игнатенко и его подчиненный Дмитрий Урумов организовали группировку, в которую вошли ногинский городской прокурор Владимир Глебов, клинский прокурор Эдуард Каплун и другие силовики, крышевавшие сеть подпольных казино бизнесмена Ивана Назарова. Фигурантами этого дела также стали прокурор Пушкино Роман Нищеменко, его коллега по Серпуховскому району Олег Базылян и озерский районный прокурор Анатолий Дрок. В «большом игорном деле» были объединены девять уголовных дел. Всех прокуроров обвиняли в пособничестве или в получении взяток. Каплун был объявлен в федеральный розыск, однако в августе 2012 года он добровольно явился к следователю. Никакой меры пресечения ему так и не избирали.
В 2013 году уголовные дела против подмосковных прокуроров были закрыты или выделены в отдельное производство. Так, Игнатенко до сих пор знакомится с материалами «своего» уголовного дела, возбужденного по ст. 290 УК («Получение взятки») и ст. 159 УК («Мошенничество»). Фигурантами основного уголовного дела до недавнего времени оставались только Дрок и Каплун. Однако в конце марта 2014 года Басманный райсуд Москвы признал незаконным и необоснованным постановление следствия о возбуждении против Дрока уголовного дела. Теперь того же добивается и Каплун.
— За полтора года с нами не проводили следственных действий, до настоящего времени процессуальное положение Каплуна как подозреваемого так и не изменилось, что говорит о том, что у следствия нет против него ничего, чтобы предъявить ему обвинения, — рассказал «Известиям» адвокат Каплуна Игорь Бушманов. — Таким образом, до настоящего времени Каплун незаконно и необоснованно подозревается в совершении особо тяжкого преступления на основании недостоверных сведений.
В связи с этим адвокат направил в Басманный райсуд Москвы жалобу на следователя. В жалобе он просит суд заставить следствие в ближайшее время определиться с дальнейшей судьбой Каплуна и самого «игорного дела».
«Признать незаконным и необоснованным постановление о возбуждении уголовного дела от 4 мая 2011 года, вынесенное старшим следователем Денисом Никандровым в части указания в нем сведений в отношении подозреваемого Каплуна и квалификации его действий по ч. 4 ст. 290 УК», — говорится в жалобе юриста.
Таким образом, если суд, как и в случае с Дроком, закроет против Каплуна уголовное дело, в «основном игорном деле» не останется уже никого, не считая Игнатенко.
Источник «Известий» в следствии рассказал, что расследование «игорного дела» продолжается.
— Постановления о привлечении в качестве обвиняемых отменены не по инициативе следствия, а лишь на основании решений Басманного суда и Верховного суда, — сказал собеседник «Известий». — Но это не значит, что уголовное преследование в отношении этих фигурантов прекращено, расследование дела продолжается.
Кроме того, по словам собеседника «Известий», также продолжается расследование «игорного дела» в отношении 13 основных фигурантов, в том числе прокурорских работников.
— Еще шестеро обвиняемых согласились с прекращением уголовного дела в отношении их в связи с актом амнистии, — добавил источник.
Генпрокуратура уже давно добивается прекращения «игорного дела». В феврале 2014 года на правительственном часе в Госдуме генпрокурор Юрий Чайка заявил, что дело изначально было возбуждено в отсутствие каких-либо оснований и следствие ведется с грубейшими нарушениями. По словам Чайки, по этому делу было внесено 25 требований об устранении нарушений закона, отменено 30 незаконных постановлений, судами принято 14 решений, подтверждающих позицию прокуроров о незаконности арестов. Генпрокуратура также отказывается утверждать обвинения по уголовным делам против своих бывших сотрудников, поэтому они возвращаются к следствию.
Последний фигурант игорного скандала просит суд закрыть дело
Подозреваемый во взяточничестве бывший прокурор Клина Эдуард Каплун жалуется на следствие.