Новый поворот наступил в деле о хищениях из банка «Открытие» Вадима Беляева и Рубена Аганбегяна более 4 млрд рублей. Относительно квалификации действий обвиняемых экс-сотрудника Инвестбанка Дмитрия Посохова и бывших сотрудников российского представительства литовской компании "Финаста" Дмитрия Пономарева и Виктора Дмитриева обвинение, как это нечасто бывает, проявило полную солидарность с защитой. Прокуратура продолжает настаивать на том, что в действиях фигурантов "умысел на совершение преступления не доказан", но судья отказывается отпускать обвиняемых из-под стражи. Последний раз Таганский райсуд продлил им срок содержания в СИЗО в конце декабря прошлого года.
Все трое являются фигурантами возбужденного в ноябре 2015 года УВД по ЦАО Москвы уголовного дела о мошенническом хищении (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Помимо них заочные обвинения предъявлены скрывающимся за границей бывшему начальнику управления торговли долговыми инструментами банка "Открытие" Сергею Кондратюку и трейдеру этого банка Руслану Пинаеву. По ходатайству следствия оба также заочно арестованы.
По версии следствия, предполагаемые преступления совершались с 2009 по 2011 год. Всего в деле два эпизода. Первый связан с 154 сделками купли-продажи "с принадлежащими банку ценными бумагами на внебиржевом рынке через подконтрольные участникам преступной группы организации — зарегистрированную на Багамских островах Gemini Investment Fund Limited и кипрскую Ronin Europe Limited с использованием инструментов электронной торговли". Как установило следствие, обман состоял в том, что обвиняемые скрывали тот факт, что "реальными контрагентами по сделкам являлись вышеуказанные фирмы, а цена, по которой продавались или покупались ценные бумаги, была заведомо заниженной или завышенной участниками преступной группы". Благодаря манипуляциям с ценными бумагами, считают в полиции, из банка "Открытие" было похищено более 330 млн рублей. Они оказались на счетах фиктивных фирм Longwood Ltd и Diva Consulting Ltd, открытых в литовском банке Snoras и латышском Latvijas Krajbanka.
Другой эпизод связан с аргентинскими варрантами (ценные госбумаги). Убедив Беляева и Аганбегяна в том, что торговля этими бумагами, доходность которых привязана к росту ВВП страны,— дело прибыльное и абсолютно нерискованное, участники преступной группы, говорится в деле, через все ту же подконтрольную им фирму Gemini Investment Fund Limited приобрели у нескольких иностранных компаний варранты за $63 млн. А в марте 2011 года банк "Открытие" купил у фирмы эти ценные бумаги почти за $214 млн. Таким образом, у банка, по подсчетам следствия, было похищено более $150 млн (4,2 млрд рублей).
В июне прошлого года, когда следствие ходатайствовало об аресте Дмитрия Посохова, Дмитрия Пономарева и Виктора Дмитриева, помимо адвокатов против этой меры пресечения возражала и прокуратура. В конце декабря 2016 года, когда фигурантам в очередной раз продлили срок содержания под стражей, представитель Таганской межрайонной прокуратуры в суде заявил, что считает это решение "незаконным и необоснованным". По его словам, суд не учел, что все трое "проживают по месту регистрации, ранее не судимы, имеют несовершеннолетних детей, от органов следствия не скрывались, а их розыск надлежащим образом организован не был". Более того, как заявил представитель надзорного ведомства, "в ходе расследования уголовного дела умысел Посохова, Пономарева и Дмитриева на совершение мошенничества материалами дела не подтвержден и не доказан, в связи с чем оснований для предъявления им обвинения не имеется". Впрочем, по утверждению защиты обвиняемых, суд эти доводы прокуратуры просто проигнорировал.
В свою очередь, представители потерпевших говорят, что обоснованность обвинения по этому уголовному делу неоднократно проверялась судами. "При рассмотрении ходатайства следователя о заочном заключении под стражу того же Сергея Кондратюка прокуратура не высказывала каких-либо возражений. По делу собрана большая доказательная база, подтверждающая, что Дмитриев, Пономарев и Посохов виновны в совершении преступлений, в результате которых было похищено более $160 млн",— отметил собеседник "Ъ".
Как ранее сообщало агентство «Руспрес», Дмитрий Посохов — человек, близкий к бенефициару инвесткомпании «Третий Рим» и международному банкроту Владимиру Антонову. Посохов какое-то время возглавлял «Третий Рим», после чего перешел в Инвестбанк — основной банк для «Конверс групп». Деньги «Открытия» размещались в банках Антонова, причем каждый из них — тоже банкрот. Совладельцы банка Snoras сейчас требуют от Антонова вернуть убытки в британском суде, а Latvijas Krājbanka — в латышском. Учитывая такие менеджерские способности Посохова, теоретически можно допустит, что он мог разорить на миллиарды столь же эффективного банкира Беляева, даже не имея на это умысла.
Посохов обобрал Аганбегяна и Минца
В деле о хищениях из банка «Открытие» всплыл одиозный Владимир Антонов.