Продажа крупнейшего сотового оператора Болгарии болгарскому же бизнесмену неожиданно продемонстрировала истинное лицо некоторых российских предпринимателей. В России, как известно, немало олигархов, считающих себя патриотами-государственниками, защитниками традиционных ценностей. Но когда дело доходит до передела бизнеса, все это уходит на задний план. И порой «патриоты» ищут поддержки не в российских судах, а в западных – к примеру, у Высокого суда Лондона.
Возьмем, например, спор о дальнейшей судьбе компании Vivacom, которую отечественный предприниматель Дмитрий Косарев и его бизнес-партнер, олигарх Константин Малофеев, похоже, уже занесли в свои активы. Мнение законного владельца Vivacom Спаса Русева, легально приобретшего полный пакет ее акций в ходе открытого аукциона, они почему-то проигнорировали. При этом Малофеев и Косарев вмешались тем самым в спор двух болгарских олигархов – Цветана Василева и Спаса Русева.
Крупнейший сотовый оператор Болгарии Vivacom давно переживал непростые времена. Его владелец Цветан Василев умудрился довести компанию до банкротства. Весной прошлого года у Vivacom истек срок погашения кредита на сумму 150 млн евро, выданного ей британской «дочкой» «ВТБ Капитала» – компанией VTB Capital – под залог 100% ее акций (см. «Коммерсант» от 20.11.15). Вернуть долг тогдашний владелец Vivacom Цветан Василев не смог, и банк принял решение о продаже залога.
Вскоре определился покупатель Vivacom – владелец компании Viva Telecom, болгарский предприниматель Спас Русев, готовый выкупить акции по цене в 330 млн евро. Казалось бы – рядовая, хотя и достаточно крупная сделка, участники которой остались вполне довольны друг другом.
Но внезапно на болгарской бизнес-сцене появляется новое действующее лицо – россиянин Дмитрий Косарев. На родине он известен рядом неожиданных для серьезного бизнесмена проектов, среди которых, например, попытка включения в Конституцию статьи об особом статусе православия, план возвращения страны к абсолютной монархии и активное продвижение интересов Российского императорского дома. В частности, Косарев добивался выдачи последним наследникам Романовых какой-нибудь официальной резиденции в России, а их счета перевел в близкий ему банк. Причем бизнесменом он, по сути, никогда не был. Работал в Министерстве имущественных отношений, Общественной палате. И вдруг православный активист и монархист неожиданно обратил свой взгляд на Болгарию.
Он заявил, как сообщала «Лента.ру» (09.11.15), что продавать Vivacom Спасу Русеву было никак нельзя, поскольку 77% акций этой компании на самом деле принадлежат ему, и он с ними расставаться не намерен. Или намерен, но совсем за другие деньги, и, понятное дело, немаленькие. Свои потери в суде Косарев оценил в 250 млн евро.
История о том, как попали к господину Косареву акции Vivacom, уже переданные в банковский залог, выглядит настоящим детективом. Тогдашний номинальный владелец компании, уже упоминавшийся Цветан Василев, из-за своего банкротства попал в очень сложную ситуацию: мало того, что у него пропала возможность рассчитаться с VTB Capital и вернуть себе контроль над Vivacom, так еще и болгарские власти объявили его в розыск. В результате Василев хоть и остался на свободе, но в Сербии и без паспорта. По всей вероятности, именно тогда он и решил обратиться за помощью к друзьям, чтобы попытаться оспорить сделку, лишившую его основного актива.
Первым на помощь Василеву пришел проживающий в Софии франко-бельгийский бизнесмен Пьер Луврье. Однако довольно быстро он потерял интерес к сомнительным акциям, да еще и находящимся под серьезным обременением, и вернул их прежнему владельцу («Лента.ру», 09.11.15). Не исключено, что именно Луврье предложил Василеву обратиться за помощью к своему деловому партнеру, российскому бизнесмену Константину Малофееву. Годом раньше фонд Marshall Малофеева и CFG Capital Луврье хотели создать партнерство CFG Marshall с общим размером планируемых инвестиций более 2 млрд евро.
А среди близких к Малофееву предпринимателей числился и столь неожиданно вмешавшийся в судьбу Vivacom Дмитрий Косарев. Вероятно, их отношения были достаточно тесными и доверительными, чтобы допустить Косарева к планам приобретения болгарского телекома. Ведь еще с 2008 года Косарев работал в нескольких компаниях, принадлежащих Малофееву, а кроме того, оба они числятся соучредителями нескольких некоммерческих проектов – АНО «Благородное собрание», МОО «Клуб профессионального боевого самбо» и даже отцами-основателями гимназии Святителя Василия Великого – любимого проекта Константина Малофеева.
Отметим, что при всем желании Дмитрий Косарев не выглядит равноправным и равновеликим партнером православного олигарха Константина Малофеева. Скорее он выступает при нем в качестве доверенного лица, помощника. Это вполне наглядно подтверждают и факты: Косарев, например, был активным участником скандала между структурами олигарха и «Ростелекомом» в 2012 году (см. «Ведомости» от 23.11.12), числясь вице-президентом по развитию сетей мобильной связи малофеевской ГК «Инфра инжиниринг».
Но вернемся к акциям Vivacom, загадочным образом сменившим владельца в то время, как они находились в залоге. В интервью «НГ» (см. номер от 16.11.15) Косарев прямо признается в том, что купил акции, находящиеся под арестом. А в другом сообщает, что ему принадлежит пакет по меньшей мере из 43% акций Vivacom. Ранее, как сказано выше, почему-то говорилось о 77% принадлежащих ему акций. Если учесть, что добросовестный приобретатель Спас Русев, оформляя сделку, получил на нее согласие у владельцев 84,8% акций, становится понятно, что позиция Косарева выглядит весьма сомнительно.
Повисает в воздухе также вопрос о том, почему Косарев никак не отреагировал на аукцион по продаже как бы принадлежащих ему акций. Торги бумагами Vivacom проводились авторитетной компанией, информация о них была заблаговременно доступна всем интересующимся. Кстати, аукцион вызвал довольно большой интерес, на первых этапах в торгах участвовали более 40 игроков рынка, а цена акций в ходе аукциона выросла более чем на 80% (см. «Ведомости» от 03.03.16). Где в этот момент были Косарев и Малофеев – неясно. Создается впечатление, что участие в открытом аукционе в их планы не входило.
Эти нестыковки и недоразумения, впрочем, никак не сказались на самоуверенности бизнесменов. В конце февраля текущего года, как пишут «Ведомости», принадлежащие Косареву компании Empreno и LICT обратились в Высокий суд Лондона с иском к британской «дочке» «ВТБ Капитала» «по факту незаконного захвата и продажи» Vivacom.
Правда, есть сомнения в том, что даже в случае успеха в судебном разбирательстве россияне начнут активно развивать болгарскую телефонию. Более правдоподобной выглядит осторожно высказываемая некоторыми наблюдателями версия о своеобразной попытке «выжать» из нынешних владельцев и покупателей Vivacom дополнительные деньги. Благо и цифра уже была названа Косаревым представителям прессы.
Вот и получается, что на одной чаше весов сегодня лежат бизнес-интересы православного олигарха Малофеева, представляемые, судя по всему, его многолетним сотрудником Косаревым, а на другой – судьба сотовой связи Болгарии и, как ни пафосно это прозвучит, деловой имидж России. Понятно, что, когда крупнейшие активы соседней страны оспариваются отечественными, пусть и православными предпринимателями, говорить о привлекательности отечественного бизнеса для европейцев достаточно сложно. Сколько бы ни говорили эти люди о православии, самодержавии и традиционных ценностях.
Получить комментарий в пресс-службе фонда Marshall «НГ» вчера не удалось.
Православный олигарх не туда позвонил
Константин Малофеев, возможно, пытается чужими руками лишить собственности Спаса Русева