Россия по праву считается одним из столпов мировой культуры. Однако даже ее грандиозные запасы культурных ценностей не могут выдержать методичного и целенаправленного разграбления, организованного засевшими на высоких постах чиновниками. Уже не первый год раритетный антиквариат организованно разбазаривает, грабит и продает контрабандистам криминальный консорциум, интересы которого во власти представляют министр культуры Владимир Мединский и депутат Госдумы Елена Драпеко. Из-за слаженной работы этой высокопоставленной группировки процедура пересечения границы культурными ценностями многие годы не установлена, а теневая торговля предметами искусства цветет буйным цветом.
Схема арт-контрабандного бизнеса оказалась столь прибыльной и эффективной, что привлекла, наконец, внимание следователей, сообщает «Росбалт».
«На днях Генпрокуратура России внесла представление министру культуры за то, что в течение шести лет его ведомство не может утвердить порядок ввоза в Россию культурных ценностей для личного пользования, - сообщает издание. - Вместо того чтобы заниматься скучными бумажками, министр выращивает грибы-беседки на черноморском курорте.А пока он так развлекается, правовой неопределенностью активно пользуются дельцы черного рынка».
После ряда проверок в Генпрокуратуре убедились, что «сложившая ситуация препятствует реализации предусмотренного Соглашением права граждан на ввоз культурных ценностей для личного пользования без уплаты таможенных платежей и создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны сотрудников таможенных органов и экспертов».
Есть все основания утверждать, что нынешний министр культуры бездействует не просто так, а в рамках тщательно проработанной коррупционной схемы. Пока у таможни нет исчерпывающих правил оформления ввоза и вывоза культурных ценностей, все решают аккредитованные и лицензированные Минкультом эксперты. Именно за их состав и отвечает глава министерства. То есть фактически именно Мединский расставляет на должности людей, регулирующих процесс культурного обмена и лично решающих, по какой цене будет вывезен из России тот или иной исторический шедевр.
В условиях правового вакуума и чрезвычайно усложненной системы согласований и оформлений прекрасно себя чувствуют дельцы теневого рынка. Яркий пример тому — разразившийся буквально на днях скандал в Минкультуры, связанный с незаконным вывозом за рубеж картин, икон, доспехов и других российских культурных ценностей. Будущие лоты западных аукционов (со многими нулями в ценниках) покидали Россию по выданным Минкультуры разрешениям. Только вот разрешения эти на поверку оказались сомнительными, а выдавшие их специалисты, уполномоченные ведомством господина Мединского, — известными фигурантами уголовных дел о контрабанде, пишут журналисты «Росбалта».
За неизменность сложившихся условий в банде «расхитителей шедевров» отвечает, похоже, первый зампред комитета Госдумы по культуре Еленой Драпеко. Всеми доступными ей силами она противостоит принятию закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, который сделал бы вопросы экспорта и импорта предметов искусства прозрачными и понятными всем.
Своими громкими, но безосновательными заявлениями, Драпеко, например, добилась переноса второго чтения данного закона. "Закон отложен пока на осень, но без указания срока рассмотрения. Я надеюсь, что он отложен навсегда" – довольно заявила она по результатам слушаний в Госдуме.
То, что теневое сотрудничество министра и депутата продолжается давно и успешно, подтвердить нетрудно: когда весной текущего года в медийном пространстве возник реальный повод к отставке Мединского, Драпеко тут же принялась его всячески «отмазывать», обвиняя во всех грехах все правительство в целом.
Ради чего же они затеяли этот генератор «коррупционных проявлений»? Совместные усилия министерско-парламентского тандема с целью личной наживы привели к тому, что предметы современного искусства теперь практически не попадают в Россию легальным путем. Выстроенные группировкой бесчисленные административные барьеры, а также действующие налоговые и таможенные ставки в отношении ввозимых предметов, наносят очевидный вред культурному обмену России с остальным миром.
По итогам проверки, проведенной в весной этого года, Генепрокуратура заявила, что Минкультуры создает условия для незаконного вывоза культурных ценностей за границу, усиленно не замечая злоупотреблений экспертов, которые занижают стоимость произведений искусства в сотни раз. Получается, что пока закон о ввозе культурных ценностей не работает, торгующие искусством навынос представители криминального мира и курирующий весь процесс министерско-парламентский тандем могут спокойно проворачивать раз за разом свою нехитрую коррупционную схему. Мединский «крышует» выдачу разрешений на вывоз раритетов и ценностей из страны, Драпеко страхует обстановку из депутатского кресла. Контрабандный бизнес – это миллионы долларов. Действительно, зачем той же Драпеко нужно появление закона, который остановит эту машину по загребанию денег на российском достоянии? Само собой, пусть лучше уж он «будет отложен навсегда».
Прокуратуре давно стоило бы обратить внимание на последовательные хищнические действия депутата Драпеко. Ранее надзорное ведомство уже просили к ней присмотреться: в 2013 году она отметилась скандальным заявлением о гомосексуалистах, которых сравнила с мутантами. Этот странный, бесчеловечный пассаж возмутил не только общественность, но и ее коллег-парламентариев.
Этим опыт участия в скандалах у бывшей актрисы, а ныне депутата, имеется. Еще в 2005 году Драпеко засветилась в травле Большого театра в связи с конфликтом группы депутатов Госдумы и его руководством. Она, в частности, заявила, что следует потребовать от правительства отправить все руководство Большого в отставку. СМИ тогда писали, что выступления Драпеко и других депутатов, как и весь последующий скандал перед премьерой "Детей Розенталя", были частью тщательно организованной пиар-кампании.
Что касается Мединского, то эксперты вообще недоумевают, почему этот человек так долго находится на своем посту. «Это исторически невежественный человек, который занимается не историей культуры, а ее интерпретацией в нужном власти ключе, - заявил порталу Speakercom депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Борис Вишневский. - Это человек, который пальцем о палец не ударил в защите культурных ценностей Санкт-Петербурга. Это человек, который ничего не сделал для защиты Российского Института истории искусств. Это человек, роль которого мне представляется весьма негативной».
В последнее время чиновников, работа которых вызывала недовольство общественности, без особых разбирательств отправляют в отставку. Судя по всему, считают эксперты, и Владимир Мединский последует за ними после выборов в Госдуму.
«Вполне возможен уход Мединского после выборов, - отметил Борис Вишневский, напомнив о том, как все были недовольны деятельностью министра образования Дмитрия Ливанова, что в итоге привело к его увольнению. - Он не должен занимать должность министра культуры».
А вот для Елены Драпеко будущее вырисовывается в куда более ярких цветах – ее победа на думских выборах 18 сентября в 214-м округе Санкт-Петербурга для многих экспертов – дело практически решенное, а значит рычаги власти, которыми ловкая актриса привыкла ворочать в своих интересах, только усилятся. Осталось только подготовить сменщика в Минкульте – и культурно-контрабандный концерн спокойно продолжит свою работу.
Преступный союз
Как Министр Мединский и депутат Драпеко зарабатывают на российской культуре.