В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) вчера выбирали депутатов Верховного совета и власть на местах. В борьбе за контроль над парламентом сошлись команда президента Евгения Шевчука и торгово-промышленный холдинг "Шериф". От результатов выборов зависит, будет ли в ПМР достроена жесткая вертикаль власти, а также исход президентской гонки в 2016 году.
В Приднестровье прошел единый день голосования — выборы в парламент и в местные органы власти. На 43 места в Верховном совете претендовали 137 кандидатов. Международные организации вроде ОБСЕ и Совета Европы, специализирующиеся на наблюдении за выборами, традиционно игнорируют голосование в непризнанной республике. Но приднестровский ЦИК сообщил, что в республику приехали 30 наблюдателей из СНГ и дальнего зарубежья.
Наблюдатели из РФ были представлены в том числе парламентариями. В ПМР приехали член комитета по социальной политике Совета федерации РФ Виктор Абрамов, глава думского комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов, зампред думского комитета по делам СНГ Казбек Тайсаев и другие.
Господин Тайсаев активно поучаствовал в избирательной кампании. Накануне выборов он заявил, что РФ поддерживает президента ПМР Евгения Шевчука. "Внешнюю политику вашего президента мы полностью поддерживаем, и у него прекрасные отношения с Владимиром Путиным",— сказал депутат, общаясь с жителями Тирасполя. Когда и при каких обстоятельствах могли сложиться эти отношения, парламентарий не уточнил: о встречах российского и приднестровского лидеров, равно как и об их телефонных переговорах, ни разу официально не сообщалось.
Впрочем, выборы в пророссийском Приднестровье всегда становятся соревнованием кандидатов в выражении лояльности Москве. Евгению Шевчуку было важно продемонстрировать поддержку России (пусть и в лице господина Тайсаева), чтобы усилить свои позиции в противостоянии с торгово-промышленной группой "Шериф". Команда приднестровского президента и крупный холдинг открыто враждуют, пытаясь получить контроль над парламентом.
В руках "Шерифа" сосредоточены крупные активы: крупнейшая торговая сеть, единственный в ПМР оператор мобильной связи, сеть АЗС, тираспольский винно-коньячный завод KVINT, текстильная фабрика Tirotex и другие. С момента основания в начале 1990-х "Шериф" выстроил особые отношения с властью, что позволило ему стать монополистом во многих сферах бизнеса.
В 2000-е холдинг занялся политикой. Была создана партия "Обновление", лидером которой стал господин Шевчук, работавший в прошлом замдиректора ООО "Шериф". В 2005 году партия выиграла парламентские выборы, и Евгений Шевчук стал спикером. Но потом его пути с фирмой разошлись: сначала он перестал быть спикером, а затем был смещен с поста лидера "Обновления".
В 2011 году господин Шевчук взял реванш. Он с большим отрывом выиграл президентские выборы у Игоря Смирнова, руководившего ПМР с момента ее создания в 1990 году, заодно оставив позади поддержанного "Шерифом" Анатолия Каминского, работавшего спикером. Последнего поддерживали и в Москве.
Заняв президентское кресло, господин Шевчук стал создавать вертикаль власти, порой удивляя кадровой политикой. К примеру, в какой-то момент его близкий друг Геннадий Кузьмичев одновременно руководил и МВД, и таможней. Параллельно с подчинением силовиков был создан государственный медиахолдинг, полностью подконтрольный администрации президента.
Большинство в парламенте, однако, контролировал "Шериф", время от времени доставлявший проблемы господину Шевчуку. В Верховном совете часто критиковали исполнительную власть и сопротивлялись законодательным инициативам президента.
Эти выборы для господина Шевчука — шанс переломить ситуацию, чтобы, получив лояльный парламент, начать готовиться к президентской кампании 2016 года. Власть запустила беспрецедентно жесткую антиолигархическую кампанию, обвиняя крупный бизнес в уклонении от уплаты налогов и призывая избирателей дать отпор олигархам, которые, по словам президента, "пытаются подменить государственные интересы собственными".
"Мотив таких действий понятен: заставить государство сохранить суперльготное положение для крупных частных предприятий, зачастую монополий, за счет государства и людей",— заявил незадолго до выборов приднестровский лидер. Он также пригрозил пересмотром итогов приватизации, а местные силовики завели ряд уголовных дел в отношении "Шерифа", его предприятий и сотрудников.
Перед выборами на улицах Приднестровья бесплатно раздавали газету "Вместе с Россией — против олигархов!", отпечатанную тиражом 200 тыс. экземпляров (в ПМР проживают около 500 тыс. человек). Из нее можно было узнать, что Россия до сих пор не признала Приднестровье именно из-за всевластия местных олигархов и что состояние основателя "Шерифа" Виктора Гушана превышает $2 млрд.
"Шериф" обвинения отвергает. Его гендиректор Дмитрий Огирчук заявил в эфире принадлежащего компании телеканала ТСВ, что власть назначила "Шериф" виновником всех бед, поскольку не может похвастаться достижениями. Параллельно холдинг запустил кампанию "Хорошего часто не замечают", в рамках которой сообщал о социальной ответственности, инвестициях в сельское хозяйство и другие сферы. Листовки с отчетами о проделанной работе стали частью ассортимента супермаркетов сети "Шериф".
При этом кандидаты в депутаты, представлявшие противоборствующие лагеря, шли на выборы как независимые, не афишируя свои связи с той или иной стороной. В случае со сторонниками Евгения Шевчука это объясняется низкой популярностью исполнительной власти, которую винят в экономическом кризисе в республике. "Шерифовцы" же таким образом пытались избежать обвинений в обслуживании "приднестровского олигархата".
Сегодня ЦИК должен обнародовать предварительные итоги выборов, и станет ясно, принесла ли эта тактика результат.
Приднестровье выбирало между вертикалью и вермишелью
Парламентские выборы в Приднестровье свелись к противостоянию власти и крупного бизнеса.