Спустя месяц после пожара на складе маркетплейса Wildberries около 30% продавцов так и не смогли получить от компании никаких компенсаций, а еще более 25% получили не более 2% от стоимости сгоревшей собственности. К таким выводам пришла Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), проведя мониторинг среди пострадавших продавцов. В Wildberries результаты опроса считают ошибочными и настаивают, что выплаты получили уже 90% пострадавших/
Месяц назад, 13 января, на складе Wildberries в поселке Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга начался пожар. Ему присвоили пятый, максимальный ранг сложности. Общая площадь склада составляла порядка 122 000 кв. м, но пожар удалось локализовать на площади 70 000 кв м. Обошлось без человеческих жертв.
В тот же день в официальном Telegram-канале представители Wildberries сообщили о начале выплат компенсаций продавцам. Предупредив, правда, что для точного определения суммы ущерба каждого пострадавшего селлера потребуется время.
Столкновение версий
Спустя месяц Wildberries выплатила компенсации продавцам на общую сумму 3 млрд рублей, при этом во Всероссийском союзе страховщиков оценили ущерб от пожара более чем в 10 млрд рублей, то есть, если оценка верна, компенсировано пока чуть менее трети потерь. «Мы перечислим компенсацию всем продавцам независимо от масштаба их потерь, — заверил Forbes представитель пресс-службы маркетплейса. — Первую компенсацию мы перечислили 15 января — через день после происшествия. Следующие два транша были отправлены продавцам 29 января и 6 февраля. Сейчас 90% селлеров, чьи товары пострадали в Шушарах, получили частичную компенсацию. Размер выплат не окончательный, он будет уточнен». На вопрос, в какой срок компания планирует полностью завершить выплаты, в Wildberries не ответили. Какое количество товара сгорело на складе, общее число пострадавших продавцов и по какому алгоритму ведется расчет компенсации, компания сообщить отказалась.
Отраслевая ассоциация АУРЭК запустила мониторинг методом анкетирования продавцов Wildberries, чьи товары пострадали от пожара в Шушарах. Анкеты были размещены в нескольких тематических Telegram-каналах 9 февраля. «Селлерам предлагалось заполнить таблицу, в которой необходимо было указать: на какую сумму они хранили товар на складе в Шушарах, какую компенсацию они в итоге получили, готовы ли они от нее отказаться в пользу маркетплейса, направляли ли они претензии на возмещение средств, готовы ли они к суду с онлайн-площадкой и прочее», — объяснил Forbes член наблюдательного совета АУРЭК и член экспертного совета по IT при ФАС России Дмитрий Тортев.
В мониторинге приняли участие 138 поставщиков, указавших утрату товаров на общую сумму в 724 млн рублей.
Компенсации селлерам приходили неоднородно, следует из результатов мониторинга, с которыми ознакомился Forbes. Из анкет АУРЭК выяснилось, что 31,9% пострадавших не получили вообще никаких компенсаций, еще 26% получили не более 2% от стоимости товаров. От 2% до 5% стоимости возместили 16% участников, 4,35% получили компенсации от 5% до 10% стоимости товаров и еще 14,5% получили от 10% до 25% стоимости своих товаров. О том, что им компенсировали почти половину стоимости товаров, заявило 7,25% участников. Больше 50% не получил никто. «Это ошибочные данные, — комментирует результаты мониторинга представитель пресс-службы Wildberries. — Почти все, 90% уже хотя бы одну выплату, но получили».
Если учитывать, что в ходе пожара на складе в Шушарах утрачено товаров на сумму порядка 10 млрд рублей, то можно предположить, что в мониторинг попали сведения о 7,24% пострадавших. По результатам мониторинга оказалось, что 30,5% опрошенных хранили в Шушарах товары на сумму до 100 000 рублей, еще 37,3% — от 100 000 до 500 000 рублей. От 500 000 до 5 млн рублей стоимости товаров потеряли 20,4% участников опроса, 12% потерпели убытки на суммы от 5 до 20 млн рублей, больше 10 млн рублей — 6,8% селлеров.
«Если рассматривать получение компенсаций крупными селлерами, потерявшими товары на сумму свыше 1 млн рублей, то цифры будут совсем другие: 13% заявили, что не получили вообще никаких компенсаций, 40% подтвердили, что им компенсировали до 2% от ущерба, еще 27% получили от 2% до 5%. 20% опрошенных сообщили, что маркетплейс уже возместил им от 10% до 25% стоимости товаров, но более 25% не получил никто», — отмечает Тортев.
Львиная доля (97,1%) участников опроса не готовы отказаться от компенсаций в пользу Wildberries, хотя такой вариант оказался приемлем для 1,45% респондентов, столько же готовы рассмотреть «иные варианты», причем практически у всех «отказников» в Шушарах сгорело товаров на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
Смиренные погорельцы
Предъявлять претензии с требованием выплат продавцы не спешат. 66% респондентов сообщили, что готовы и дальше ожидать выплат, а 5,7% и вовсе не планируют это делать. Направили претензии с требованиям выплат только 28,3% «погорельцев».
Судиться против маркетплейса готовы только 37,8%, еще 52,8 % рассматривают такой вариант, но боятся мести площадки (в виде «банов», новых штрафов, лишения преимуществ и прочего). «Мы в АУРЭКе знаем о ситуациях, когда Wildberries в одностороннем порядке блокировала продавцам вывод средств в личных кабинетах или просто накладывала миллионные штрафы. Естественно, что продавцы напуганы и неохотно идут с жалобами в суд. Кстати, заполняя форму мониторинга, многие указывали, что опасаются неблагоприятных последствий от маркетплейса», — говорит Тортев.
Например, в мае 2023 года стало известно, что Wildberries списала у поставщиков около 2 млрд рублей за «некие рекламные услуги». Компания тогда заявила о раскрытии некой серой схемы рекламы через Telegram-бот, который позволял продавцам бесплатно проводить рекламные кампании. В результате маркетплейс получил ущерб на 650 млн рублей.
О возможных санкциях Wildberries Forbes сообщали сами пострадавшие продавцы. «В суд на текущий момент пока не идем, так как ожидаем выплаты, — рассказывает крупный продавец одежды, товаров для дома и игрушек. — Мы предпочитаем с Wildberries не уводить дело в суд, так как есть опасения, что Wildberries может заблокировать сами кабинеты, и тогда весь бизнес развалится. Уже есть такие кейсы у моих партнеров». Свой ущерб он оценивает более чем в 30 млн рублей, на сегодняшний день Wildberries компенсировала ему около 1% ущерба. «Сплошные громкие слова, выплат как таковых нет, — сетует продавец оргтехники. — Если Wildberries хотели сделать вид, что они выплачивают, то им это удалось. Большому количеству продавцов выплатили, но совсем незначительные суммы, мелочь».
Кодекс вместо оферты
«По итогам опроса нельзя сказать, что маркетплейс торопится кому-то что-то выплачивать, — констатирует руководитель юридической фирмы Fox Legal Consulting и сопредседатель АУРЭК по правовой защите Александр Ефимов. — Количество тех, кто направил претензии и требования площадке, примерно соответствует числу тех, кто получил хоть какие-то ощутимые компенсации — порядка 30-35%. В оферте Wildberries сроки возмещений вообще не установлены (оферта Wildberries от 2 февраля 2024 года есть в распоряжении Forbes). По сути, возмещение вреда — это и внедоговорное обязательство: обязанность, которая возникает не из договора, а из деликта (нарушения). В этих случаях действуют нормы закона, а именно статьи 314 ГК РФ — семь дней с момента предъявления требований со стороны поставщика».
По его словам, пока такие требования не предъявлены, маркетплейс может и не торопиться с выплатами, ведь возмещение ущерба по статье 1097 ГК может вообще происходить в течение 10 лет. «Надеемся, что маркетплейс не заинтересован в новых судебных разбирательствах, но скорее всего первыми в итоге выплаты получат как раз те, кто будет активнее отстаивать свои права», — говорит Ефимов.
«Специального закона, регулирующего отношения между продавцом и маркетплейсом, не существует, — добавляет адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Игорь Харитонов. — Периодически в Госдуму вносят законопроекты, которыми планируется урегулировать взаимоотношения продавец — маркетплейс — покупатель, но до принятия итогового закона дело так и не дошло. Поэтому в данном случае будет применяться ГК РФ. Если сроки выплаты компенсации в договоре не установлены, возмещение должно выплачиваться в течение семи дней с момента получения требования маркетплейсом согласно статье 314 ГК РФ. Без направления требования у маркетплейса не начинает течь срок для исполнения обязанности по выплате. Если в течение 10 лет требование о компенсации продавцом не будет заявлено, то по пункту 2 статьи 200 ГК РФ оно «сгорит». Здесь могут быть два пути — либо договариваться с площадкой на денежную либо альтернативную компенсацию (например, в зачет рекламных бюджетов, стоимости складских услуг и т. п.), либо же идти в суд».
К суду тоже нужно подготовиться, напоминают собеседники Forbes. «Для возмещения реального ущерба продавцу необходимо иметь хорошую доказательную базу по причиненному ущербу — объясняет советник практики разрешения споров Tomashevskaya & Partners Денис Крауялис. — Это включает в себя документы по инвентаризации, бухгалтерский учет товаров, подтверждение накладных расходов и т. д. Также может понадобиться экспертная оценка утраченных товаров. Это все необходимо для того, чтобы разрешить вопрос по сумме требований, поскольку в суде необходимо доказать, что ущерб был понесен в конкретном размере».
Продавцы Wildberries смиренно ждут выплат
Несмотря на сгоревший в Шушарах товар и мизерные компенсации продавцы не торопятся в суд.