Большая часть пострадавших по уголовному делу «Моего банка», основным обвиняемым по которому проходит его бывший владелец Глеб Фетисов, не сможет сполна получить свои деньги. По заказу Агентства по страхованию вкладов (АСВ) проведена уточненная оценка недвижимых активов банка, согласно которой рыночная стоимость 12 объектов составляет 194,9 млн рублей. Это почти втрое меньше суммы ущерба по уголовному делу, который сейчас оценивается в 555 млн рублей. По подсчетам АСВ, общая сумма задолженности банка перед кредиторами по состоянию на 1 декабря 2014 года выросла и составила уже 14,3 млрд рублей.
В октябре 2014 года компания ЗАО «Консалтинговая группа «Бизнес Круг» по заказу АСВ провела оценку недвижимости «Моего банка». Стоимость оценили в 245,8 млн рублей. Однако, как теперь выяснилось, эта оценка была неточной из-за ошибок в работе выездных оценщиков.
В письме, направленном организацией-оценщиком — ЗАО «Консалтинговая группа «Бизнес Круг» в адрес конкурсного управляющего банком Натальи Корженковой (имеется в распоряжении «Известий»), говорится, что «в рамках договора на оценку <...> представители нашей компании, проводя осмотр объектов недвижимости в Брянской области, ошибочно сфотографировали другие объекты недвижимости». Речь идет о заготовительной конторе и складе в Брянской области общей площадью 5 тыс. кв. м. Как сообщают в АСВ, ошибка произошла из-за того, что эти два объекта оказались разрушены, а оценщики ошибочно сфотографировали соседние строения. В результате их стоимость (23,9 млн и 23,4 млн рублей) оказалась вычтена из общего баланса.
И если раньше 12 зданий и помещений, принадлежащих «Моему банку», оценивали в 245,8 млн рублей, сейчас их рыночная стоимость оценивается в 194,9 млн. Среди этих объектов — помещение в центре Москвы на Садовой-Черногрязской улице, 13/3, стр. 1 площадью 605,4 кв. м, стоимость которого равна 162,8 млн рублей, два помещения в Новосибирске за 20 млн рублей и земельный участок в Брянской области площадью 50 тыс. кв. м стоимостью 4,7 млн рублей. Также банку принадлежат три помещения под офисы в Москве, Брянской области и Новосибирске, склад в Брянской области, два земельных участка там же и участок железнодорожных путей в Костромской области.
Как сообщает АСВ, остаток денежных средств в кассе и на счетах банка составляет 802 млн рублей. При этом только исковых требований о взыскании задолженностей предъявлено на 400,5 млн. Всего же, сообщает АСВ, с банка требуют 14,3 млрд рублей по состоянию на 1 декабря. Эта сумма существенно увеличилась по сравнению с предпоследним отчетом АСВ (на 13 ноября задолженность перед кредиторами составляла 13,251 млрд рублей).
Защищающий интересы Глеба Фетисова адвокат, президент коллегии «Барщевский и партнеры» Самвел Караханян считает, что переоценка активов не отразится на судьбе его подзащитного.
— На ход уголовного дела это вряд ли повлияет, потому что эпизод, который вменяется Фетисову, не имеет отношения к этой недвижимости, — рассказал «Известиям» Караханян. — Но деньги на погашение требований кредиторов и вкладчиков выплачиваются в том числе и из средств, полученных за продажу имущества. Если стоимость активов стала ниже, значит, кто-то деньги недополучит.
По его словам, АСВ должно приостановить распродажу имущества, потому что компания FFF Holdings, связанная с Фетисовым, начала выкуп обязательств банка.
— Однако в АСВ продолжают продавать имущество и акции с торгов, — рассказал он «Известиям». — Не исключаю, что переоценка имущества в сторону уменьшения стоимости может быть связана с желанием побыстрее продать имущество.
— АСВ нужно реализовать имущество, чтобы расплатиться с клиентами банка, которые лишились своих средств после банкротства кредитной организации. Ждать, пока найдется покупатель, готовый выложить за недвижимость цену выше рыночной, ни АСВ, ни кредиторы банка не могут. Агентство действует в первую очередь в интересах кредиторов, — отмечает источник в АСВ.
Уголовное дело о махинациях со средствами «Моего банка» по ст. 159 УК («Мошенничество») было возбуждено в декабре 2013 года. 28 февраля был задержан руководитель банка Глеб Фетисов, после чего суд выдал санкцию на его арест. Первоначально ему инкриминировали вывод из банка 6 млрд рублей, однако затем эта сумма сократилась до 555 млн.
«Мой банк» был зарегистрирован в 1994 году под названием «Губернский». В июле 2005 года на тот момент член Совета Федерации Глеб Фетисов стал его основным собственником. После поглощения двух других небольших банков образовавшаяся структура была переименована в «Мой банк». В августе 2012 года Фетисов покинул его совет директоров. В декабре 2013 года он заявил, что избавился от всех активов, чтобы сосредоточиться на политической деятельности. В то же время был продан и голландский траст FFF Finance Group B.V., на который был оформлен «Мой банк» (94,8%), с капиталом $75 млн и активами $800 млн. Вскоре у банка начались трудности с проведением платежей, он ограничил выплаты физлицам до 20 тыс. рублей в день. А томские налоговики обнаружили у Фетисова незадекларированный доход в 1 млрд рублей, полученный в 2012 году от голландского траста. При этом консолидированная прибыль «Моего банка» за 2012 год составила всего 91 млн рублей. Фетисов получение 1 млрд в 2012 году опровергал, в его декларации официально был указан доход 3 млн рублей. 31 января 2014 года Центробанк отозвал лицензию у «Моего банка».
Продажа имущества «Моего банка» не покроет и половину ущерба
Агентство по страхованию вкладов получило уточненную оценку активов банка.