За громким задержанием генералов Следственного департамента МВД по подозрению в коррупции стоит еще более резонансная история, в которой непосредственно замешаны сам глава СД Александр Романов и министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Высокопоставленные правоохранители ввязались в спор предпринимателей, заняв противоборствующие стороны, и один из них явно проиграл, а выигрыш второго может обернуться отставкой. Подробности экономического конфликта, который перерос в уголовные дела против его участников и их покровителей — в материале ПАСМИ.
В Следственном департаменте МВД России прошли следственные действия — сотрудники СКР и ФСБ обыскали кабинеты высокопоставленных подчиненных главы СД Александра Романова. Итогом стало задержание заместителей Романова генералов Александра Краковского и Александра Бирюкова, а также следователя по особо важным делам Александра Брянцева. Полицейским предъявлено обвинение, в Басманный суд Москвы поступило ходатайство о заключении их под стражу.
Дело возбуждено по статье “Злоупотребления должностными полномочиями”, оно связано с уголовным делом бизнесмена Альберта Худояна.
Спор хозяйствующих субъектов
Владельца компании «Оптима Девелопмент» Альберта Худояна задержали 14 июня прошлого года. Ему предъявили обвинение по ч. 4 ст.159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере”. По версии следствия, Худоян похитил три земельных участка общей стоимостью 10 млн долларов у иностранной компании «Мензфилд Икзэкьютив Лимнтед».
Защита бизнесмена заявляла, что уголовное преследование Худояна связано с рейдерским захватом его компании ООО «Оптима Девелопмент». Оно было инициировано в интересах миллионера Сергея Говядина и бывшего депутата Госдумы от «Справедливой России» Ильдара Самиева, которого СМИ называли совладельцем «Оптима Девелопмент».
Ильдар Самиев сейчас находится в СИЗО по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере также в сфере недвижимости. Вторым фигурантом этого дела является доверенное лицо Говядина Сергей Говорухин. Именно он и написал заявление на Худояна в УБЭПиПК московского главка МВД.
15 июня 2019 года суд отправил Альберта Худояна под домашний арест. Но 8 июля Мосгорсуд изменил ему меру пресечения на заключение под стражу. Интересно, что непосредственно перед судебным заседанием телеграм-каналы сообщили, что ФСБ зафиксировала факт передачи денег в интересах Худояна начальнику следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Москве Игорю Яковлеву через адвоката Геннадия Удуняна. Впрочем, адвокат в интервью ПАСМИ опроверг не только эту информацию, но и то, что он как-то связан с Худояном.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов тогда назвал арест бизнесмена избыточной мерой, подчеркнув, что дело Худояна связано исключительно с имущественным спором.
К Колокольцеву за поддержкой
Между тем, источники ПАСМИ пояснили, каким образом конфликт Худояна и Говядина переместился из плоскости гражданско-правовых отношений в уголовную.
По его словам, Сергей Говядин организовал уголовное преследование Альберта Худояна, используя очень весомый административный ресурс — начальника аппарата министра внутренних дел Владимира Колокольцева Александра Николаева.
Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— директор ФСБ Александр Бортников
— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— генпрокурор Игорь Краснов
Собеседник редакции отметил, что Николаев давно знаком с Говядиным и оказывает ему общее покровительство. Речь может идти о возмездной основе — “абонентской плате” в сотни тысяч долларов ежемесячно. Именно через Николаева бизнесмен привлек Владимира Колокольцева к решению своих проблем, и министр дал команду на уголовное преследование Худояна и пролоббировал его помещение в СИЗО.
Неравный бой Романова
Тем временем, как подчеркнули собеседники ПАСМИ, сам Худоян сдаваться не стал. Он смог через петербургских силовиков выйти на заместителя Колокольцева — главу Следственного департамента Александра Романова.
И Романов помог, хотя, как утверждают источники, помощь обошлась очень дорого. Как следует из подписанного лично главой СКР Александром Бастрыкиным постановления о возбуждении уголовного дела, эту помощь непосредственного оказывали замы Романова Бирюков и Краковский, действуя «из корыстной заинтересованности, намереваясь получить незаконное вознаграждение».
Бирюков подготовил докладную записку начальнику СД МВД России о необходимости передать в департамент уголовное дело Худояна ввиду незаконности его возбуждения. Краковский, согласовав с Романовым свои действия, подписал постановление об изъятии уголовного дела № 11801450149005580 из ГСУ московского главка МВД и передаче его для дальнейшего расследования старшему следователю по особо важным делам Брянцеву.
Брянцев вначале освободил из-под ареста три земельных участка, в хазвате которых обвиняли Худояна, а затем вышел в Тверской суд с ходатайством о переводе обвиняемого из СИЗО под домашний арест. В итоге в ноябре 2019 Худоян вышел на свободу.
Министр против кандидата
Информация о судебном решении была доложена Колокольцеву, и, по словам источника ПАСМИ, вызвала негодование и привела к открытому конфликту министра с Романовым. Впоследствии обстоятельствами такой процессуальной позиции Следственного департамента заинтересовалась ФСБ, а Владимир Колокольцев дал Главному управлению собственной безопасности указание проверить причины смягчения меры пресечения Худояну. Итогом проверок УСБ МВД и Управления М ФСБ стали обыски и задержания.
Остается только добавить, что по данным источников ПАСМИ, Александр Романов был одним из претендентов на пост главы МВД. О доверии к нему президента России Владимира Путина говорит недавнее присвоение звания генерал-полковник юстиции. Теперь к главе СД безусловно, возникнут вопросы, которые могут поставить крест на его дальнейшей карьере. Впрочем, эта история не прибавит очков и самому Колокольцеву, которого давно прочат в отставку.
Противостояние Колокольцева и Романова окончилось задержаниями
Как конфликт бизнесменов превратился в дело генералов.