«Зачем я должен признавать, если я этого не делал?» — открещивался от обвинения в суде начальник надзорного отдела ГУ МЧС РФ по РТ Линар Сунгатуллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». В понедельник гособвинитель подробно изложил фабулу его дела. По версии следкома и управления ФСБ по РТ, Сунгатуллин брал взятки за аттестацию экспертов и регистрацию пожарных заключений. Взяткодателями, уверены силовики, становились бизнесмены, которых тот знал лично по предыдущему месту работы в Челнах. Сам Сунгатуллин причастность ко взяткам отрицает. О том, какие еще объекты, помимо «Мегастроя», засветились в деле, — в нашем материале.
Количество взяток выросло в 58 раз
35-летний подполковник МЧС Линар Сунгатуллин находится в СИЗО с июля 2021 года. Тогда его задержали оперативники республиканского управления ФСБ по РТ. От ареста его не спасли ни награды, ни положительные характеристики, ни наличие трех детей. На старт его судебного процесса в Кировский суд пришла, по всей видимости, его супруга — стройная девушка, с которой он то и дело переглядывался из клетки. А до начала заседания успел перекинуться парой слов и спросить лишь «как дела».
От камер журналистов Сунгатуллин не прятался, но прикрыл лицо медицинской маской. Защищают его сразу два известных казанских адвоката — Ильшат Гильманов и Андрей Белов.
Гособвинитель долго оглашал положения различных актов, приказов и других нормативных документов МЧС, которыми в своей работе должен был руководствоваться Сунгатуллин. Сам подсудимый, как огласил прокурор, в министерстве поднимался по карьерной лестнице с 2014 года. Сначала был инженером отдела нормативно-технического лицензирования, потом его перевели в Челны, где он работал на должности главного специалиста, старшего инспектора отделов. В 2018 году возглавил отдел надзорной деятельности по Вахитовскому району.
В том же году получил повышение и переехал в здание ГУ МЧС РФ по РТ на ул. Яруллина. Последняя должность Сунгатуллина звучит сложно: начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны защиты населения и территорий от ЧС управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РТ.
Мелкие взятки за оценку пожарного риска ТЦ «Эссен»…
По версии следствия, взятки Сунгатуллин начал брать после переезда в здание центрального аппарата управления. Так, зачитал гособвинитель, у предпринимателя Валерия Колчерина — гендиректора научно-производственного предприятия «Мониторинг пожарной безопасности» (НПП МПБ) — он якобы вымогал взятку трижды. И все три раза — удачно.
В 2018 году Сунгатуллин, зная, уверен прокурор, что Колчерин занимается бизнесом (еще и поднадзорным МЧС), написал ему с просьбой. «Действуя умышленно, из корыстной заинтересованности», госслужащий потребовал передавать ему 10% от стоимости услуги, которую оказывала эта фирма. Занималась она в том числе подготовкой и оформлением заключений о независимой оценке пожарного риска. Это заключение впоследствии регистрировал по долгу службы именно Сунгатуллин. «Колчерин, опасаясь, что, в случае отказа, Сунгатуллин задействует свои служебные связи», и помешает работе компании, согласился, заявил гособвинительно. Знакомство их, видимо, состоялось еще во времена работы спасателя в Челнах — фирма зарегистрирована в автограде на ул. Раскольникова.
Спустя два года, в декабре 2020 Колчерин выполнил договоренность: рассказал Сунгатуллину, что их фирма подготовила заключение на ТЦ в Нурлате по адресу ул. Гиматдинова, 71а — судя по картам, там располагался торговый центр «Эссен». После этого, продолжил чтение прокурор, Колчерин лично пришел на работу к Сунгатуллину, в главное здание ГУ МЧС РФ по РТ, и передал оговоренные 10% — скромные 10 тыс. рублей. Свое обещание тоже выполнил — зарегистрировал заключение на этот объект. При этом, полагает обвинение, эта «услуга» и так входила в служебные полномочия Сунгатуллина — то есть выполнять он должен был ее, естественно, бесплатно. Этот эпизод обвинение квалифицировало по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество).
«Конкретных доказательств моей вины нет!»: как суд сначала освободил, а потом арестовал подполковника МЧС
В тот же день Колчерин принес еще одну новость — готово заключение на еще один ТЦ «Эссен», на этот раз в Азнакаево, на ул. Хасаншиной, д. 14б. За то, чтобы Сунгатуллин зарегистрировал это заключение, Колчерин передал ему еще 10 тыс. рублей. Этот эпизод квалифицировали тоже как мелкое взяточничество.
В остальных 56 эпизодах суммы выше, и квалифицированы они по ч. 5 ст. 290 УК РФ — крупная взятка, а некоторые из них — еще и с вымогательством. Так, обвинение считает, что от того же Колчерина Сунгатуллин потребовал 200 тыс. рублей за аттестацию, которая позволила бы предпринимателю продолжать работу в области независимой оценки пожарного риска. Колчерин, полагает обвинение, испугался и согласился, но в свою очередь заявил: сумма для него слишком большая. Сошлись на 150 тыс. рублей. Деньги якобы передавали как и раньше — в рабочем кабинете Сунгатуллина.
… «Мегастроя» и объектов в ОЭЗ «Алабуга»
Следующие 6 эпизодов взяток, которые до перерыва успел огласить гособвинитель, связаны с фирмой ООО «Эксперт» и ее директором Ренатом Асыловым. Фирма, как и в первом случае, зарегистрирована в Челнах. Так, в 2019 году сотрудник фирмы Никулин подал в МЧС заявление о том, что хочет переаттестовываться — как и Колчерин. Замначальника ГУ МЧС РФ по РТ Сергей Сергеев спустил это заявление в профильный отдел. Документы, как по заказу, легли на стол к Сунгатуллину. Тот, увидев знакомую фирму, позвонил ее директору Асылову и — утверждается в обвинении — потребовал 200 тыс. рублей за положительный исход аттестации. Тот согласился — и Никулин получил заветную аттестацию.
Еще один эпизод, полагает следствие и обвинение, был связан с гипермаркетом «Мегастрой» на Горьковском шоссе в Казани. ООО «Агава» (владеет сетью гипермаркетов) в 2020 году обратилось к сотруднику ООО «Эксперт» Мурзину с просьбой разработать СТУ (специальные технические условия) для магазина на Горьковском шоссе. Асылов, директор «Эксперта», привлек для участия в разработке СТУ челнинскую фирму «Инженер +». С ней «Агава» и заключила договор подряда на разработку СТУ. В апреле 2021 года Мурзин подал в МЧС документы по СТУ на проецирование строительства в части обеспечения пожарной безопасности гипермаркета. Там знакомое название фирмы увидел Сунгатуллин. Он связался с Асыловым и, заявил прокурор, потребовал взятку — но не наличкой, а натурой. По версии следствия, он попросил у старого знакомого купить ему кондиционер (лето прошлого года было очень жарким) в ценовом диапазоне 50 тыс. рублей, а в обмен пообещал утвердить поданные документы. По версии обвинения, в итоге Асылов привез ему кондиционер стоимостью 21 тыс. рублей.
Еще три взятки Сунгатуллин, полагает обвинение, получил от ООО «Эксперт» по той же схеме, что и от НПП МПБ — по 10% от стоимости услуги по подготовке заключения о независимой оценке пожарного риска. Например, по объекту в Альметьевске — Дворец спорта «Юбилейный» — 29 тыс. рублей. За регистрацию трех заключений по зданиям ООО «Хаят Кимья» (производитель бумажных санитарно-гигиенических средств), расположенным в ОЭЗ «Алабуга» — еще 25 тыс. рублей.
Кстати, в ОЭЗ «Алабуга», как следует из обвинительного заключения, «Эксперт» работал сразу с несколькими фирмами. И во всех случаях Сунгатуллин требовал с директора Асылова взятку, заявил представитель прокуратуры. В частности, еще 15 тыс. рублей тот передал ему за регистрацию заключений на производственный корпус ООО «Джошкуноз Алабуга» (автомобильная промышленность). Еще 60 тыс. рублей — за заключения сразу по нескольким объектам для индустриального парка «Синергия» в ОЭЗ.
Общая сумма всех взяток, по информации источников издания, — 5 млн 310 тыс. рублей. Адвокат Сунгатуллина Гильманов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что его подзащитный свою вину не признает. «Я ее (вину — прим. ред.) никогда не признавал, зачем я должен признавать, если я этого не делал?» — сказал сам Сунгатуллин в ответ на вопрос журналиста издания. Дальнейшую беседу прервали конвоиры.
Всего на заседании гособвинитель успел огласить фабулу 40 эпизодов вменяемых подсудимому правонарушений из 58. В судебном заседании объявлен перерыв до 31 августа.
Прыткий подполковник МЧС брал взятки чуть ли не через день
По версии ФСБ и СКР, Линар Сунгатуллин за три года получил взяток на 5,3 миллионов и один кондиционер.