Как стало известно “Ъ”, в Мособлсуде после трех лет слушаний присяжные признали виновными всех восьмерых участников ОПС Дмитрия Леснякова (Лес) и Дмитрия Завьялова (Дима Большой). Гособвинение доказало народным судьям, что подсудимые в составе оргпреступного сообщества совершили 32 криминальных эпизода, в том числе два десятка убийств и покушений, а также разбои в столичном регионе, Челябинской области и на юге России.
Присяжные установили своеобразный рекорд, почти две недели обсуждая ответы на поставленные перед ними 248 вопросов, а после этого еще три дня оглашали вердикт. В результате коллегия единогласно признала всех восьмерых подсудимых, в том числе Леснякова и Завьялова, виновными в организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ), 23 убийствах (ст.105 УК РФ) и почти в полутора десятках разбоев (ст. 162 УК РФ) с причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Лишь один из подсудимых, Идрас Абилов, заслуживает снисхождения, решила коллегия. Только он незадолго до прений сторон признал вину — речь идет о разбоях, совершенных в Сочи.
Двое подсудимых вердикт по своему делу не услышали: экс-мэр Миасса Виктор Ардабьевский скончался во время процесса, а по единственному обвинению в участии в ОПС, вмененному в вину криминальному авторитету Дмитрию Минтюкляеву, истек срок давности, тем не менее и он отправился отбывать наказание, но в рамках другого дела.
Стоит отметить, что обвинительный вердикт вынесла вторая коллегия присяжных. Первая была распущена, когда появились подозрения, что ряд ее членов могли быть подкуплены сторонниками обвиняемых. Сейчас это дело слушается в суде. Тогда же в процесс вошла и гособвинитель Мария Семененко, один из лучших специалистов Генпрокуратуры по работе с присяжными.
Как следует из материалов уголовного дела, группировка Дмитрия Леснякова и Дмитрия Завьялова была организована в подмосковном городе Пушкино в конце 1990-х годов. Первое убийство ее участники совершили 14 октября 1999 года, застрелив у подъезда дома на Кутузовском проспекте Москвы председателя правления банка «Родник» Бориса Терпугова. На убийстве финансиста настоял тогдашний главарь банды Николай Деев (Коля Маргарин), а стрелком выступил Андрей Вершинин.
За это Вершинин, имеющий зрение минус шесть диоптрий, получил новый паспорт на имя Константина Григорьева и стал штатным киллером будущего ОПС.
Новый документ был нужен подслеповатому стрелку, так как он уже два года находился в федеральном розыске за участие в курганской преступной группировке, которую разгромили правоохранители.
Отметим, что, убивая банкира, Коля Маргарин оказал «дружескую услугу» своему знакомому.
Большинство последующих преступлений было уже связано с основными активами ОПС — Пушкинским оптово-розничным рынком и ростовским строительным концерном ВАНТ. Также убийства выполнялись по просьбе миасского мэра Ардабьевского и воров в законе, которые поддерживали пушкинскую братву.
Пушкинский рынок бригада взяла под свой контроль в начале 2000-х годов, уничтожив его прежнюю «крышу» — правдинскую ОПГ. Но во время многолетних разборок из-за рынка погибли первые главари ОПС — Коля Маргарин, Борис Николаев и Михаил Пуртов. После этого сообщество возглавили переехавший в Подмосковье из Ростова-на-Дону Дмитрий Лесняков и уроженец Челябинска Дмитрий Завьялов. Они, как и киллер Вершинин, жили по поддельным паспортам на имена Руслана Валентинова и Дмитрия Полынова.
Использование таких документов станет фирменным знаком группировки.
Под новыми фамилиями Лес и Дима Большой вошли в число совладельцев рынка, который приносил им около 10 млн руб. ежемесячно. Затем их бригада, по данным СКР, была разбита на три автономные «ячейки» — в Ростове, Миассе и Москве. По приказу своих главарей их подчиненные перемещались между регионами для выполнения криминальных заказов, что позволяло им запутывать следы.
География преступлений, вменяемых в вину подсудимым, оказалась весьма обширной и охватывала Москву, Подмосковье, Сочи, Ростов и Миасс. Также, по данным следствия, Лес и его напарник установили тесные отношения с ворами в законе Арменом Арутюняном (Армен Каневской), Мерабом Гогией (Лиса) и Гочей Антиповым (Алфасон). А наряду с этим по приказу Димы Большого и Леса бандиты в своем автомобиле забили молотками председателя Пушкинского райпотребсоюза Геннадия Акопова, застрелили конфликтовавших с ними местных бизнесменов Физули Сулейманова и Генриха Юзбашева, родственника подмосковного «авторитета» Акопа Юзбашева (Папа). Также были организованы нападения на первого заместителя главы Пушкинского района Константина Акулова (ему из обреза прострелили колено) и на главбуха рынка Ирину Ратушную — ее избили арматурой.
Что касается концерна ВАНТ, то его официальными владельцами выступали ростовский бизнесмен Валерий Чабанов и его сын Андрей Чабанов, одноклассник Леса и депутат ростовской гордумы от ЛДПР. Чабанов-младший одно время являлся совладельцем подмосковного торгового центра «Пушкинский», после чего проблемы ВАНТ, выступавшего одним из крупнейших застройщиков юга России, стали решаться уже подмосковными братками.
Так, члены группировки убили в Сочи бизнесмена Александра Разинкова, избили арматурой главного архитектора Ростова-на-Дону Андрея Шумеева и совершили еще ряд нападений. А в Миассе по просьбе местного мэра Ардабьевского ими были застрелены бизнесмены Андрей Падучин и Павел Сидоров.
Впрочем, «пушкинские» совершали убийства и спонтанно: тот же Лес, решив в 2001 году угнать в Москве приглянувшийся ему серебристый Mercedes CLK, не задумываясь размозжил арматурой голову его владелице — Ирине Звездаевой.
Женщина умерла на месте.
Последнее преступление бандиты совершили в 2009 году. В Москве на Инициативной улице ими был расстрелян из автоматов вор в законе Алик Миналян (Алик Сочинский). Как установило следствие, преступление было совершено по заказу другого «законника» — Армена Арутюняна.
Причем Лес, не принимавший обычно участия в подобных расправах, на этот раз стрелял из автомата Калашникова, ранив водителя вора.
Как считает следствие, расстрел Алика Сочинского должен был повысить авторитет в криминальном мире не только «законника»-заказчика, но и главаря исполнителей.
После этого начались аресты участников ОПС, и выяснилась их причастность к наиболее дерзкому преступлению — убийству пушкинского бизнесмена Валерия Казакова. Днем 1 августа 2008 года возле городской прокуратуры Вершинин в упор выпустил в предпринимателя 14 пуль из армянского пистолета-пулемета К6-92, а когда оружие заклинило, то добил жертву ножом. Это преступление вызвало широкий общественный резонанс, тем более что в это время в Пушкино шли выборы, а убитый фактически руководил предвыборным штабом и. о. главы города Виктора Лисина. И хотя мотив убийства бизнесмена официально установлен не был, он, скорее всего, также связан с местным рынком: господин Казаков намеревался построить в Пушкино его конкурента — торгово-развлекательный центр на Привокзальной площади. Под этот проект уже был выкуплен земельный участок и оформлялась документация.
Интересно, что на процессе в Мособлсуде Вершинин выступал свидетелем обвинения, давая показания в том числе в отношении Леснякова и Завьялова (был задержан в Испании и после долгих переговоров выдан России). Ранее киллер, сотрудничавший со следствием, в особом порядке получил 19-летний срок, а Лес до второго процесса был в обычном порядке приговорен к 25 годам строгого режима.
Стоить отметить, что только этим процессом дело пушкинских бандитов не ограничится.
В Ростове летом прошлого года с украинским паспортом на чужое имя был задержан киллер бригады Игорь Кузьменко. Находясь в розыске, он не только сделал пластическую операцию на лице, но и пересадил кожу на пальцах, стремясь изменить их отпечатки. В Харькове два года назад с двумя украинскими паспортами на разные фамилии был задержан объявленный в розыск совладелец ВАНТ Андрей Чабанов. Впрочем, России бизнесмен пока не выдан, а вот Чабанов-старший, отсидев четыре года за мошенничество, сейчас читает материалы своего нового обвинения, связанного уже с деятельностью пушкинской братвы.
Пушкинский рынок присяжные обнесли Лесом
Вынесен вердикт по делу одной из самых опасных преступных группировок России.