Путина обманывают, пора спорить за свои доходы
Потенциальный кандидат в губернаторы ХМАО начал свою кампанию с критики федерального центра.
Югорская политэлита до сих пор отходит от выступления сенатора Виктора Пичугова, который на последнем заседании думы округа раскритиковал парламент и окружное правительство. Он обвинил депутатов и чиновников в пассивности в споре с федеральным центром. По его мнению, в тот момент, когда ключевое для региона министерство – Минприроды – дает недостоверную информацию президенту Владимиру Путину о состоянии в нефтяной отрасли, а Минфин этим пользуется и забирает у Югры львиную долю доходов, округ не пытается рассказать об истинном положении дел и молчаливо идет в пропасть.
На последнем перед летними каникулами заседании думы, где депутаты и члены правительства Югры уже немного расслабились, неожиданную встряску им преподнёс сенатор от Югры Виктор Пичугов. Выступая с традиционным отчетом о проделанной работе, он впервые за все время позволил себе раскритиковать всех присутствовавших в зале.
«Я совершенно согласен с теми, кто говорит, что нужно занимать более активную позицию в связи с тем, что мы входим, на мой взгляд, в непростой период. Период этот уже называют как кризис управления. И мнение у первого лица – нашего президента Владимира Путина – формируют люди, чиновники. И если мы не будем влиять на мнение этих людей, разными способами и приемами, то мнение это однозначно будет отсутствовать. И мой опыт в Совете Федерации показывает, что в последнее время все территории, которые считаются самодостаточными, будут в первую очередь страдать от той политики, которую Минфин выстраивает», – начал свое выступление Пичугов.
«Я считаю, что мы должны занимать более жесткую позицию. Пришло то время, когда мы не можем больше молчаливо наблюдать за теми процессами, которые происходят при формировании бюджета. Каждое заседание, которое проходит в присутствии Министерства финансов в Совете Федерации, каждое изменение в Бюджетном кодексе касается в принципе изъятия доходов у самодостаточных территорий. Вот такой процесс идет, и, на мой взгляд, он принимает уже такие постоянные формы, которые требуют вмешательства, и очень серьезного. Если мы будем занимать пассивную позицию – значит, мы с этим будет просто-напросто соглашаться. Вчера у нас была встреча с министром финансов Силуановым. Я выступал по этому поводу. Обращал на это внимание. Задавал ему вопрос, сколько это будет продолжаться. Тишина. И представитель Счетной палаты госпожа Голикова тоже была, и тот же вопрос задавали ей. Ответ не получили, будем надеяться, что до нас доведут их точку зрения», – сказал он, а далее коротко озвучил итоги работы Совета Федерации за последнюю сессию.
Указав статистику о том, сколько заседаний прошло и сколько было принято решений, Пичугов остановился. Далее он убрал бумажку и заявил, что хотел бы поделиться наболевшим. Как выяснилось, речь шла о ситуации в нефтяной отрасли. Пичугов рассказал, что недавно заслушал отчет министра природных ресурсов и сделал определенные выводы. «Хотел бы до вас довести: политика продолжается прежняя. Та программа, которая была принята по воспроизводству минерально-сырьевой базы до 2030 года, на мой взгляд, полностью сорвана. И основная проблема, о которой мы заявляли, – недостоверная информация, которую доводит министерство природных ресурсов. И я со всей ответственностью заявлю об этом для руководства государства. Идут сплошные приписки, идет то, что украшает ту отчётность, которая есть. Для чего это делается – непонятно. Но, с другой стороны, может, и понятно: для того чтобы всем было хорошо, чтобы всем понравилось. Но это может привести к достаточно серьезным последствиям, за которыми пойдет снижение уровня добычи, в первую очередь углеводородов, таких как нефть, – сказал он. – Ситуация складывается парадоксальная с точки зрения поисковых работ. На сегодняшний день, по нашей оценке, порядка 100 тыс. тонн – поискового бурения, а прирост запасов составляет 600 млн тонн. И просматривается уже каждый год логика: сколько добыли – чуть-чуть побольше прирастили. На вопрос, откуда эти цифры и каким образом мы этого достигаем, ответ такой – новые технологии, пересчет запасов и так далее. За последние восемь лет, для специалистов это понятно, ни одной тонны несписанных запасов у недропользователей. Так не бывает. Если мы что-то получаем, добываем и приращиваем ресурсы, значит, обязательно что-то не подтверждается. Такова практика. Так вот – за восемь лет ни одной тонны не списано. Это те цифры, которые вводят в заблуждение руководство страны. Исходя из этого на эту проблематику внимания уделяется не столько, сколько должно уделяться».
«Второй принципиальный момент, и я бы все это не обсуждал, если бы это не касалось непосредственно бюджета Ханты-Мансийского автономного округа, касается пассивной позиции нашего субъекта. Думы отчасти, наверное, и нас как представителей Федерации и правительства в том числе. Если мы будем продолжать так работать – работать только для того, чтобы понравиться и не создавать конфликт, - поверьте мне, через 3-4 года мы столкнемся с более глубокими проблемами, чем сейчас», – заявил он.
Пичугов отметил, что необходимо требовать от Федерации создания специальных условий для перехода на нижние горизонты добычи, добиваться развития востока округа – ближе к Красноярскому краю, где, по словам Пичугова, перспективы с точки зрения поиска – колоссальные. Также округ должен добиваться применения новых технологий при разработке поймы Оби.
«Почему я обращаю на все это внимание. Потому что я считаю, что за этим последует серьезный кризис. Вот «Газпром» показывает у себя в добыче, не имея лицензии на газовый конденсат, в отраслевом балансе 16 млн добычи газового конденсата. Но если у вас нет лицензии, вы не должны показывать эту добычу. Это не добыча – это процессинг, и это должно идти за балансом. Но почему эти данные в балансе? Потому что газовый конденсат – это углеводород, который в отчетности идет вместе с нефтью. Картинка получается достаточно красивая, а то, что это никакого отношения не имеет к добыче, – это уже мало кого интересует», – пояснил он последствия недостоверной информации. Правда, Пичугов после заметил, что министр природных ресурсов неоднократно соглашался с этой критикой, но пока на нее как-либо не отреагировал и отчетность подается все такая же «красивая».
Далее сенатор призвал югорских депутатов и чиновников консолидировать силы. По его словам, идет кризис, который не связан с украинскими событиями, а начался еще три-четыре года назад, когда Запад почувствовал силу России. «Сегодня мы имеем локализацию. Нас обратно заводят в те рамки, которые были до 2002 года. Почему я так говорю? Потому что имею основания полагать, что мы блокированы по доступу к финансам извне. И если вы обратите внимание, то ни один банк не может получить западного заимствования. Больше могу сказать, что даже любой гражданин РФ не сможет открыть счет, это я могу смело вам сказать, по причине только того, что он русский. Я разговаривал неделю назад с одним западным банкиром, который не является гражданином России, и он мне в частной беседе сказал, что они имеют устные указания насчёт русских и открытия им счетов. Представляете политика!? Но самое удивительное, что сейчас происходит, – у нас недостаточно ликвидности и в то же время банкам деньги девать некуда. У нас есть кризис управления. И я считаю, что мы должны консолидироваться и не создавать условий для социального напряжения в обществе», – заявил он, еще раз отметив, что пришло время спорить с федеральным центром и доказывать свою позицию, время спорить за свои доходы.
Выслушав это выступление, первым слово взял депутат Евгений Марков, который согласился с тем, что нужно быть активными, но в то же время заметил: «Вы вряд ли сегодня можете упрекнуть нынешний состав думы в пассивности». А далее заметил: «Сделайте предложения – в чем должна быть эта консолидация? Какие инициативы мы должны проявить?»
Пичугов заметил, что никого и не упрекает в пассивности, но говорит о более активной позиции. По его словам, есть проблемы с бюджетом и нужно отстаивать сохранение доходов в окружном бюджете. «Мы каждый год имеем потери. И раньше мы проводили политику – «давайте не будем ругаться, а то и это отберут», но сейчас нас подвели к тому, что если мы не будем ругаться, то у нас не то что отберут, мы просто будем иметь несбалансированный бюджет. Потому что я об этом слышу из разных источников», – заявил он, заметив, что в предвыборной ситуации нельзя позволить социальных недовольств.
Слово взял спикер думы Борис Хохряков. «Я думаю, всех зацепили слова, что вы позицию думы, правительства назвали пассивной. Вообще вы затронули две темы, которые касаются будущего округа. Это проведение геологоразведочных работ, и тут с вами сложно не согласиться – тут действительно нужно объединять усилия. Но если говорить о пассивности – так говорить нельзя», – высказал он свое мнение, напомнив, что именно Югра добилась поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих льготы для компаний, ведущих разработку месторождений с трудноизвлекаемой нефтью. Правда, спикер умолчал, что поправки были приняты фактически для одной компании и, по сути, кроме нее льготами никто воспользоваться не может. Хохряков попросил Пичугова более корректно формировать посылы. Но спикер своим авторитетом сенатора не смутил: тот лишь заявил, что не принимает критику и о каких-то разовых успехах нельзя заявлять как о системе.
«Я согласен, что это движение вперед. Но кто-то в курсе, что произошло вчера в Совете Федерации, о том, что мы фактически потеряли доходную часть бюджета, – неожиданно обратился он к депутатам. – Вера Аркадьевна, я же прав? Ну, будьте любезны, скажите? Вот про эти моменты я говорю. И я за два часа до заседания получаю информацию – что вот таким образом Минфин поступает в отношении пяти регионов, вот тут надо прорабатывать».
Замгубернатора ХМАО по финансам Вера Дюдина тоже не смутилась и взяла слово. «Я не знаю, что вчера произошло в Совете Федерации, но знаю эту ситуацию из последнего совещания в Министерстве финансов. И я там дискутировала с вашим коллегой – Бушминым, который возглавляет комитет по бюджету в Совфеде. Действительно нужно отметить, что у ваших коллег достаточно неактуальная информация в отношении бюджета Югры. Я ему буквально на простых примерах объясняла, что происходит. При этом он ответил, что, мол, у вас же есть бюджетные инвестиции. Да, они есть. Но они опять же под те указы, которые мы всей страной выполняем, – это жилье и детские сады, иных бюджетных инвестиций ни на что не остается. Поэтому аргумент, что вы богатые, разберётесь сами со своими проблемами, он уже не выдерживает никакой критики. Но вы правы, что на федеральном уровне принимаются решения, которые влекут выпадающие доходы у субъектов. К сожалению, эти решения объявляются и принимаются с такой космической скоростью, что мы даже не успеваем сформулировать и рассчитать выпадение доходов и каким-то образом обозначить это», – стала объяснять Дюдина, но Пичугов ее перебил. «Вера Аркадьевна, но я же не обвиняю вас в этом», – обратился он к ней.
«Тем не менее, – отреагировала Дюдина. – Вот сейчас обсуждается новый налоговый маневр. Мы даже просчитать не можем потери от него и дать какую-то оценку, потому что все налогоплательщики в Москве. Но вы, когда будете принимать решения – а все будет решаться уже осенью, – вы задайте вопрос, какие выпадающие доходы будут у Югры. Вы же там тоже должны защищать интересы субъекта, так просите, чтобы вам готовили такие данные», – обратилась она к сенатору. Пичугов лишь заметил, что все подобные вопросы решаются в Госдуме, а в Совет Федерации документы иной раз поступают за день до заседания.
После заседания депутаты думы ХМАО делились между собой впечатлениями от такого спича своего коллеги из Совфеда. Один из законодателей признался, что у него сложилось впечатление, будто бы Виктор Пичугов своей речью начал губернаторскую кампанию. Как ранее сообщалось, сенатора от Югры некоторые эксперты всерьез рассматривают как потенциального кандидата в губернаторы округа. «Если это так, то начал он мощно и умно. Критика центра и его «грабительской» политики по отношению к Югре, уверен, найдет поддержку и понимание как среди местных элит, так и среди населения. Люди сразу вспомнят об Александре Филипенко, который старался никогда не давать округ и его жителей в обиду. На это, безусловно, будет запрос. Другой вопрос в том, найдет ли такая позиция понимание в Кремле, когда там начнутся консультации по фамилии кандидата от власти. Боюсь, что понимания такого не будет», – поделился своим мнением депутат.