Процесс по громкому делу
В понедельник в Московском окружном военном суде стартовал процесс по одному из самых громких дел последних лет — делу об убийстве в центре Москвы в феврале 2015 года оппозиционера Бориса Немцова.
На скамье подсудимых пять человек — бывший боец батальона «Север» Заур Дадаев, его родственники братья Анзор и Шадид Губашевы, а также их знакомые Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. Еще один их предполагаемый сообщник Беслан Шаванов погиб при задержании, а предполагаемый заказчик Руслан Мухутдинов, который был водителем замкомандира батальона Руслана Геремеева, находится в розыске.
Все фигуранты дела не признают вину и настаивают на своей непричастности к преступлению. Они уже заявили ходатайство, чтобы их дело рассматривал суд присяжных.
В первый день процесса прошли предварительные слушания в закрытом режиме. По словам пресс-секретаря суда, подсудимые в ходе процесса будут находиться в стеклянных аквариумах.
Между судом и моргом
Из-за резонансного процесса в окрестностях суда были усилены меры безопасности: здание было оцеплено, а на территорию пропускали только адвокатов и участников заседания. Вокруг дежурили полицейские, сотрудники ОМОНа, стояли полицейские автобусы.
Несколько десятков журналистов, представители российских и зарубежных СМИ, дежурили на дороге, расположившись на бетонных блоках около бензозаправки, между судом и моргом. Так как к суду никого не пропускали полицейские, некоторые журналисты прятались от жары в саду морга.
Ни родственники, ни друзья подсудимых на это заседание не приехали. Из числа сторонников Немцова к суду подошли только четыре активиста, которые по очереди устраивали одиночные пикеты. Они держали плакаты с призывами найти виновных и допросить главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
Шанс на оправдание
В это время за закрытыми дверями адвокаты обвиняемых заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Решение по этому вопросу суд огласит только 26 июля. Но судья уже заявил защитникам, что намерен удовлетворить эту просьбу, сообщил РБК один из участников процесса.
Как отмечает адвокат одного из обвиняемых Заурбек Садаханов, у суда нет процессуальных оснований для того, чтобы отклонить эту просьбу. К тому же ходатайство обвиняемых поддержали прокурор и адвокаты дочери погибшего Вадим Прохоров и Ольга Михайлова, отмечает защитник.
По статистике, присяжные заседатели чаще выносят оправдательные вердикты, чем профессиональные судьи. Но на их долю выпадает лишь малая часть дел.
Согласно официальной статистике Судебного департамента при Верховном суде, в 2015 году суд присяжных рассмотрел дела всего 685 человек из 1 млн всех осужденных. Присяжные оправдали 10% обвиняемых (65 человек). Оправдательным вердиктом на прошлой неделе закончился и процесс «приморских партизан».
Профессиональные же судьи за 2015 год оправдали всего 4,6 тыс. человек из 1 млн. При этом половина всех уголовных дел (в отношении 545 тыс. человек) была рассмотрена в особом порядке — когда подсудимые полностью признавали вину.
Роли и алиби
По версии следствия, пять подсудимых спланировали и совершили убийство Немцова. Сторона обвинения утверждает, что в роли киллера выступил Дадаев, который застрелил политика на Большом Москворецком мосту, когда тот возвращался домой вместе с подругой Анной Дурицкой.
Анзор Губашев помог ему скрыться на автомобиле ZAZ Chance, а остальные фигуранты дела следили за Немцовым и помогали в подготовке преступления и укрывательстве соучастников, считает сторона обвинения.
Согласно фабуле обвинения, заказчиком выступал личный водитель замкомандира батальона «Север» Руслана Геремеева — Мухутдинов. Именно он, считают следователи, обещал заплатить за убийство «не менее 15 млн руб.».
Сейчас Мухутдинов находится в розыске, обвинение ему предъявлено заочно, а его дело выделено в отдельное производство.
Как и почему планировалось убийство Немцова, обвиняемые рассказывать не собираются. В суде все пятеро намерены доказывать свою невиновность, а их адвокаты неоднократно заявляли, что у их доверителей есть алиби.
Дадаев, в частности, провел часть дня 27 февраля вместе со своим начальником Геремеевым, ходил с ним в мечеть и ресторан, потом сам ездил в клуб, вернулся домой и уже поздней ночью заехал снова к Геремееву, следует из обвинительного заключения (есть в распоряжении РБК).
Эскерханов в качестве охранника сопровождал своего клиента в баре, рассказывала его адвокат Роза Магомедова. А Бахаев встречался со своей девушкой, которая впоследствии стала его женой, говорит его адвокат Садаханов.
Следствие в основу обвинений кладет их старые признательные показания, которые обвиняемые давали сразу же после задержания в марте 2015 года.
Процесс года
Этот судебный процесс может стать процессом года, считает адвокат Владимир Жеребенков. «С учетом личности Немцова, а он был крупным политическим деятелем, с учетом того, насколько дерзко было совершено преступление — убийство напротив Кремля, этот судебный процесс будет самым резонансным в этом году», — говорит адвокат.
Процессом прошлого года однозначно можно назвать дело бывшего руководителя департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, а делом 2014 года — второе дело оппозиционера Алексея Навального, напоминает юрист.
И Навальный, и Васильева сейчас находятся на свободе. Навальный был приговорен к условному сроку за мошенничество при организации перевозок товаров фирмы «Ив Роше». А Васильева была приговорена к пяти годам колонии за мошенничество при поведении сделок по продаже имущества Минобороны. Но реально в заключении она провела только несколько месяцев: суд зачел ей 2,5 года, которые она находилась под домашним арестом, и освободил условно-досрочно.
Пятеро за стеклом: чего ждать от стартовавшего процесса по «делу Немцова»
В Москве стартовал суд над обвиняемыми в убийстве Немцова, за процессом наблюдают десятки журналистов. Но признания о заказчиках вряд ли прозвучат: подсудимые настаивают на своей невиновности и требуют суда присяжных.