В Свердловской области идет важный судебный процесс: сотрудники Качканарского горно-обогатительного комбината (КГОК, принадлежит Evraz Group) оспаривают решение об отстранении их от работы. Они считают, что руководство КГОКа применило к ним санкции, так как они участвовали в «итальянской забастовке», отказавшись работать на изношенных электровозах. В Evraz Group утверждают, что единственная причина отстранения – состояние здоровья работников. Подробности конфликта – в материале Znak.com.
Качканарский городской суд рассматривает семь исков машинистов электровозов ЕВРАЗ КГОК к руководству предприятия, которые оспаривают незаконное, по их мнению, решение об отстранении их от работы. «Изначально нас было больше – около 20 человек отстраненных. Кто-то ушел на пенсию, кто-то не захотел бороться и согласился на предложение комбината уволиться по соглашению сторон, взяв отступные в размере пяти зарплат. Только вот в Качканаре хорошую работу найти практически невозможно, ГОК – градообразующее предприятие. Что делать, когда кончатся эти пять зарплат? И мы решили побороться», – рассказывает машинист Виктор Шумков, один из отстраненных сотрудников ГОК.
По словам Шумкова, весной 2014 года он и еще около 20 его коллег прошли плановый медосмотр, по итогам которого все были признаны годными для работы. «В сентябре нас отправили в Екатеринбург на так называемое санаторно-курортное лечение в научном центре профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий. Никто не ожидал проведения повторной медицинской экспертизы. Тем не менее ее провели, применив более жесткие нормы, чем обычно, и еще через несколько месяцев после нашего возвращения руководство ГОК приняло несколько решений об отстранении от работы сотрудников комбината по состоянию здоровья», – отметил Шумков. В частности, ему врачи поставили диагноз – пролапс митрального клапана первой степени. «С этим диагнозом нельзя работать в поездах, которые развивают скорость до 140 км в час. К нам это не относится, у нас локомотивы ездят со скоростью максимум 35 км в час», – отмечает он. Кроме того, по словам Шумкова, в Екатеринбурге он простыл и все обследования проходил с температурой 38 градусов. «По всем нормативам должны были назначать повторные обследования, но никто этого не сделал», – отмечает Виктор Шумков.
Мы встречаемся с Шумковым и еще несколькими сотрудниками ГОКа в коридоре профкома «Качканар-Ванадий». Они объясняют, что работать на комбинате становится небезопасно: многие электровозы изношены и требуют замены или срочного ремонта, некоторые бригады не полностью укомплектованы.
Сотрудники Качканарского ГОК уверены, что их проблемы с руководством Evraz начались после «итальянской забастовки».
Забастовки сотрудники Качканарского ГОК организовывали несколько раз. Машинист Николай Доричук вспоминает, как в декабре 2013 года он вышел в ночную смену, принял локомотив, но отказался на нем работать из-за неисправностей. «Ситуация на комбинате тяжелая, мы вынуждены работать на изношенной технике. К тому же тогда шли сложные переговоры о заключении коллективного договора. Мы добивались хотя бы индексации зарплаты и нормальных условий труда», – вспоминает Доричук. Та забастовка машинисту дорого обошлась – премию за декабрь ему урезали на половину. Однако машинисту удалось оспорить это решение в Качканарском городском суде, суд признал неисправности локомотива. Позже решение также устояло в апелляционной инстанции в областном суде, и деньги Доричуку вернули. Впрочем, в феврале он, как и Шумков, был отстранен от работы по итогам медэкспертизы. Волнения на комбинате были и в марте 2015 года, когда сотрудники ГОК также говорили о неудовлетворительных условиях труда и о незаконных отстранениях машинистов.
Как рассказал адвокат сотрудников ГОК Владимир Помазкин, сейчас все семеро машинистов, подавших иски, находятся на медобследовании в отделенческой клинической больнице РЖД на станции «Пермь-II». «Решение о проведении независимой медицинской экспертизы принято судом. После подведения ее итогов будет назначено очередное заседание суда», – сообщил Помазкин. Один из машинистов Виктор Шумков рассказал, что находится в больнице вместе с коллегами уже около пяти дней, когда закончится обследование, пока неизвестно.
Председатель профсоюза КГОКа Анатолий Пьянков считает, что на комбинате могут в любой момент начаться увольнения. «Мы видим, как отстраненных от работы машинистов вдруг начали проверять по более жестким правилам, руководствуясь приказом № 796 [Минздравсоцразвития РФ], который распространяется на машинистов скоростных поездов. Других продолжают проверять по приказу № 302 с более мягкими требованиями. Кто определяет, какие требования предъявляют в каждом случае, непонятно. Видимо, это зависит от степени лояльности сотрудников к руководству комбината», – утверждает Пьянков. По его словам, несмотря на договоренности не увольнять сотрудников комбината, скрытое сокращение ставок все-таки происходит. «Было сокращено более 100 вакансий, которые были открыты. Также часто ликвидируются вакансии, если человек уходит по соглашению сторон. Во втором квартале 2015 года ушло около 70 человек, согласившись на предложение руководства выдать разом пять зарплат. Учитывая, что планы по объемам производства не снижаются, сокращение такого количества вакансий просто опасно», – отмечает председатель профсоюза.
На ЕВРАЗ ГОК подчеркивают, что сотрудники управления горного железнодорожного транспорта не были уволены. «Они были отстранены от работы по состоянию здоровья, что показала соответствующая медэкспертиза. Обоснованность применения данного вида медэкспертизы по жалобе данных сотрудников в настоящее время рассматривается в суде. После отстранения от конкретных обязанностей, сотрудникам был предложен перевод на другое место работы с возможностью переобучения. Ни один из непрошедших медэкспертизу железнодорожников по инициативе работодателя уволен не был», – говорится в официальном комментарии ЕВРАЗ КГОК. На предприятии уточнили, что «планы по сокращению рабочих или незанятых ставок – прерогатива работодателя, обусловленная экономической целесообразностью».
Ранее во время подготовки к «итальянской забастовке» в марте 2015 года управляющий директор ГОК Владислав Жуков выступал со спецзаявлением. По его словам, действия, к которым подталкивают рабочих профсоюзные лидеры, а именно к забастовке, «способны дестабилизировать обстановку на предприятии, самым серьезным образом повлиять на его работу, перспективы развития Качканара, а также негативно сказаться на деятельности ключевого клиента ГОК – ЕВРАЗ НТМК». Жуков отмечал, что в стране складывается непростая экономическая ситуация. «Вы знаете, что на Урале остановлены десятки предприятий, резко снизилась деловая активность, растет инфляция и безработица, замораживаются социальные программы. Между тем работники ЕВРАЗ КГОКа продолжают стабильно получать высокую зарплату, обеспечены социальными льготами и гарантиями, на комбинате проводится планомерная работа по улучшению условий труда», – говорилось в обращении.
Мэрия Качканара предпочитает не вмешиваться в конфликт градообразующего предприятия с сотрудниками. «Считаю правильным, что решение всех вопросов вернулось в правовое поле. Я проводил переговоры и с профсоюзом, и с руководством предприятия. На сегодняшний день ситуация стабильная. Компания заявляет, что готова выполнить любое решение суда», – сообщил Znak.com глава города Сергей Набоких.
Рабочие комбината Абрамовича устроили «итальянскую забастовку»
Теперь сотрудники Evraz Group пытаются вернуть работу через суд.