Обязательства банка перед всеми кредиторами на дату отзыва лицензии составляли 9,5 млрд рублей. Выплаты же вкладчикам составили только 55,2% - 4,8 млрд рублей из установленных требований 8,8 млрд. Кредиторы третьей очереди, которым банк должен порядка 476,9 млн рублей, вообще не получили ничего.
При этом в расходах банка, помимо зарплаты работникам, трат на оценку и продажу имущества должника, обнаружился очень любопытный пункт. Дороже всего банку обошлись расходы на услуги по возврату проблемных активов. Занималась этим Московская Юго-Западная коллегия адвокатов (МЮЗКА), и перечислили ей сумму, сравнимую с обязательствами перед третьей очередью кредиторов - 406,6 млн рублей.
Какие активы потребовали таких колоссальных затрат на поиск и сколько они сами стоили, из отчета понять трудно. Исковая работа в ходе конкурсного производства - это 186 заявлений в судебные органы, включая 34, поданных до ликвидационных процедур, всего на сумму 236,5 млрд рублей. Удовлетворено исков на 11,3 млрд. Сумма оспариваемых сомнительных сделок банка - 185,8 млн рублей. А имущества банка, неучтенного на балансовых счетах, выявили совсем немного. Здание и участок в Саратове по улице Крайняя, 129, его передала служба служебных приставов, да квартира в Саратове же, по Вольской, 56.
Что же и где искали московские адвокаты, что их услуги так дорого обошлись? Ответ на этот вопрос не могут найти даже сами акционеры банка. Функции конкурсного управляющего в кредитной организации, согласно закону, исполняет Агентство по страхованию вкладов. Как выяснил "БВ", туда уже направлен запрос: акционеры хотят знать, по какой ставке работали столичные юристы, какие активы они так старательно искали и каковы результаты их работы.
Основные активы НВКбанка, если судить о ходе банкротства по официальным источникам, в первую очередь по «Федресурсу», и нашли, и оценили (расходы на оценку тоже представлены), и попытались продать. Банк был финансовым активом группы «Букет» и записанное на него имущество было связано в основном с ней.
В первую очередь это знаменитая мельница Шмидта — комплекс исторических промышленных построек у новой набережной Саратова, со статусом памятника культуры. Также в число активов банка вошли все его офисы и отделения в Саратове и некоторая часть недвижимости в Москве. Торги результата не принесли. Казалось бы, какие еще активы и где могут быть у сравнительно небольшого регионального банка, что поиск их потребовал таких денег?
В комитете кредиторов НВКбанка сейчас всего 3 лица - это представитель АСВ Дмитрий Артамонов, представитель ГК «Русагро» Андрей Воронцов и Роман Переплетов. Как ранее писал "БВ", перемены в составе комитета, произошедшие в 2021 году, могут свидетельствовать о том, что АСВ почти утратило контроль над банкротством, и он фактически перешел к «Русагро», активно банкротящей сейчас предприятия «Солнечных продуктов», аграрного холдинга того же «Букета». И Переплетов, и Воронцов поддержали продажу дебиторской задолженности банка. Может быть, московских адвокатов направили на поиски неведомых активов тоже они?
Данные о том, в какую цену могли обойтись услуги МЮЗКА, доступны лишь косвенные. На портале HeadHunter коллегия некогда искала опытных юристов по банкротству, обещая им платить от 115 до 165 тысяч рублей до вычета налогов. В числе обязанностей было прописано и взаимодействие с АСВ.
Дальше же начинаются странности. Согласно сервисам Яндекса, Московская Юго-Западная коллегия адвокатов на Гончарной, 21 в Москве почему-то больше не работает. В ЕГРЮЛ никакого подтверждения этому в то же время нет.
У организации действует официальный сайт. На нем указано, что коллегия обеспечивает полное сопровождение дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, сопровождает банкротство компаний и имеет большой опыт работы на стадии исполнения решений суда и контроля исполнительного производства. Также члены коллегии разрешают корпоративные вопросы и ведут юридическое сопровождение сделок. В составе МЮЗКА действуют 4 специалиста - Александр Прудников, Татьяна Трошкова, Лиана Маринина и Елена Феоктистова.
Судя по сайту, это опытные профессионалы, Елена Феоктистова - кандидат юридических наук, г-н Прудников - адвокат со стажем преподавателя одного из ведущих государственных вузов. Правда, какой это вуз, на сайте не указано.
Ресурсу несколько не хватает конкретики, а функционал его действует лишь частично. Например, предлагаемую к ознакомлению бизнес-презентацию коллегии по каким-то причинам нельзя скачать или прочесть, хотя ссылка на скачивание присутствует. История организации начинается, согласно сайту, с 2004 года, но при попытки зайти на данный пункт меню, посетитель попадает на посторонний интернет-ресурс, англоязычный конструктор сайтов creative-wp.
Правда, доступно портфолио МЮЗКА, из которого следует, что московские адвокаты представляли в суде интересны нефтегазовой компании АО «СНПС-Актобемунагайз» - по вопросу, связанному с таможенным законодательством, «Останкинского молочного комбината» в споре по авторским правам. Останкинский молочный комбинат в 2017 году попал в банкротство, а к 2020 году его комплекс был продан застройщикам, остановлен и полностью снесен. Из банков к услугам МЮЗКА прибегал АО «БТА Банк», когда взыскивал долги с заемщиков. Этой организации тоже больше не существует, банк был зарегистрирован в Казахстане и добровольно сдал лицензию в 2015 году. В РФ действует его бывшая дочерняя структура, с 2014 года сменившая собственника.
UPD 13.40 Как пояснила пресс-служба АСВ, на расчеты с кредиторами НВКбанка будет дополнительно направлено 111,35 млн рублей. После этого процент удовлетворения требований первой очереди кредиторов с 55,2% возрастет до 56,49%. "Увеличение процента достигнуто за счет поступлений в конкурсную массу банка денежных средств, полученных в результате претензионной и исковой работы по взысканию задолженности, а также добровольного погашения обязательств должниками банка", - извещает АСВ. Выплаты начнутся с 9 марта.