Если верить Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ (утверждена правительством в 2021 году), к концу 2024 года с российских конвейеров должно сойти 25 тысяч электромобилей. Одним из лидеров должна была стать компания ООО «Зетта», зарегистрированная в Тольятти.
Но по факту «Зетта» громко прославилась не электромобилями, а уголовным делом по ч.4 ст.159 УК РФ - мошенничество в особо крупном размере. Об этом «успехе» сообщила на этой неделе прокуратура Тольятти, отметив, что с декабря 2017 года по декабрь 2019 года на расчетный счет ООО «Зетта» из федерального бюджета поступила субсидия на компенсацию части затрат на НИОКР на общую сумму свыше 284 млн рублей. Однако получатель не исполнил в установленные сроки соглашение, заключенное с Минпромторгом РФ. По факту объем выполненных работ составил от 21 до 47%, в итоге следственные органы по факту хищения бюджетных средств возбудили уголовное дело.
Что интересно, самарские СМИ сообщили о том, что «Зетта» перешла в режим «зеро» гораздо раньше прокуроров. Еще за месяц до уголовного дела журналистам стало известно, что производственные площади в технопарке «Жигулевская долина» и оборудование проекта проданы, а в освобожденных корпусах развернется производство мебели и квадроциклов. А специализированный тг-канал «Русский автомобиль» еще в середине 2022 года написал, что «Зетта» закрыла свой стартап.
Особый колорит этой истории придает активное участие недавнего главы Минпромторга, ныне первого вице-премьера правительства РФ Дениса Мантурова в раскрутке электрокара Zetta. Весной 2021 года глава ведомства проехал за рулем опытного образца Zetta, высказал несколько замечаний и сообщил о планах запуска производства в том же году.
По словам Мантурова, продукт должен был выйти на рынок по цене всего 550 тысяч рублей. По типу это трехдверный хетчбэк, в базовой комплектации модель должна была иметь передний привод и аккумуляторную батарею на 180 км хода, заряжаться бюджетный электрокар мог от розетки 220–380 Вт или от трансформатора. Предприятие в Тольятти обещало выпускать более 15 тысяч машин в год, половина из них должна была отправиться на зарубежные рынки.
Сегодня эту маниловщину можно читать разве что с улыбкой. Но и в 2021 году специалисты говорили, что в стране нет почти никакой инфраструктуры для электромобилей - на всю Россию не более 200 реально работающих электрозаправок, причем все они иностранного производства. Нет и мер господдержки, как и плана по утилизации аккумуляторов.
Но Минпромторг делал вид, что тольяттинский проект вот-вот стартанет! В 2022 году самарский журнал «Дело» подробно изучил подноготную стартапа и его авторов. Оказывается, создатели Zetta «доили» не только Минпромторг РФ, но и Корпорацию МСП, а также Фонд содействия инновациям – в общей сложности получилось порядка 350 млн рублей. Компания также пользовалась льготами как резидент Тольяттинской ТОСЭР.
Первоначально серийный запуск «бестрансмиссионного электромобиля на асинхронных мотор-колесах приводной системой 4х4» предполагался вообще в 2019 году, а оператор стартапа - ООО «Зетта» - была создана нижегородским ЗАО «Икс групп» и двумя «физиками» – Вальдемаром Вагнером и Денисом Щуровским в 2016 году.
С того же времени учредители корпели над своей идеей. Как выяснило «Дело», изобретателям крупно повезло в 2017 году, когда президент Владимир Путин посетил город Ульяновск. Именно там на одной из выставок он увидел презентацию электромобиля Zetta, причем на стенде демонстрировалось особенное мотор-колесо, на самом деле не имевшее к электрокару никакого отношения. Как выяснило «Дело», колесо было изобретено и запатентовано инженером из Ульяновска. Путину колесо понравилось, идею он назвал хорошей, и уже через два месяца Минпромторг РФ выделил компании «Зетта» первые 191 млн рублей госсубсидий на возмещение затрат на НИОКР.
То же самое колесо в 2019 году Денис Щуровский продемонстрировал корреспонденту «Дела», а вот показать выход электрокара с конвейера не получилось – до серийного запуска машины все никак не доходило. Сперва не хватало стекол, потом была задержка с комплектующими… А СМИ меж тем вовсю строчили новости про массовое производство первого российского серийного электромобиля, которое вот-вот стартует в Тольятти. Более того, на презентациях в интернете есть рисунки Zetta даже с вертолетными винтами!
Видимо, это и есть «космический» дизайн российского электрокара, о котором тоже вещали СМИ. Помимо летающей модификации в планах у Щуровского были Зетты, управляемые силой мысли – для перевозки маломобильных граждан.
Благодаря раскрутке в СМИ и госвливаниям многие ведомства воспринимали стартап вполне серьезно. Например, в 2019 году «Самарские сети» и «Зетта» подписали дорожную карту по развитию электрического автомобильного транспорта в РФ на базе Самарской области. В рамках трехлетнего соглашения планировалось тестирование зарядной инфраструктуры «Самарских сетей», определение оптимального расположения будущих зарядных станций и т.д.
Но в реале инноваторам, собиравшимся бросить вызов чуть ли не Илону Маску, все время что-то мешало: среди причин была и пандемия, и отказ Фонда развития промышленности выделить займ в размере 100 млн рублей. В 2022 году, когда коронавирус отступил, замыслам помешала прокуратура, возбудившая уголовное дело за невыплату зарплаты 42 работникам компании на сумму 3,8 млн руб.
В чем действительно сильны разработчики электрокара, так это в умении вовлекать в свои даже самые странные идеи. Например, под нейромобиль для инвалидов «Зетта» умудрилась заключить 3 контракта с Нижегородским госуниверситетом на 25 млн рублей.
Но в 2022 году у стартапа реально села батарейка. Как видно из базы исполнительных производств, с компании пытались взыскать порядка 15 млн рублей, но исполнительные листы были возвращены из-за того что «невозможно установить местонахождение должника либо его имущества».
До Саратовской области тема электромобилей доехала только в 2023 году. В начале прошлого года Роман Бусаргин анонсировал сборку первого электрокара в Энгельсе, инвестором должна была выступить пензенская компания «Альфа Тех». В планах инвестора был выпуск до 2 тыс. авто в год в сотрудничестве с китайским автопромом. Батареи и зарядки планировалось собирать на территории индустриального парка «РосБытХим» Евгения Шлычкова. Саратовский губернатор назвал этот проект ключевым, но в итоге инвестор выбрал Нижегородскую область.
Но совсем уж в стороне от новых веяний регион не стоит. Недавно в Энгельсе была установлена и заработала первая зарядная станция для электрокаров. Ее установил крупный частный оператор компания PUNKT E. Мощность зарядки - 150 кВТ, расположение станции удобно для электромобилистов, двигающихся по федеральным дорогам, связывающим Саратов с Пензой, Самарой и Волгоградом.
Российская инфраструктура для электромобилей быстро развивается: станция в Энгельсе стала 140-й, открытой по франшизе PUNKT Е, а всего в портфеле оператора 359 станций в 28 крупнейших регионах России. Но у Саратовской области успехи пока очень скромные, если учесть, что областной минпром говорил ранее о планах открыть в регионе к 2024 году не менее 50 зарядных станций.
Справка «БВ». Уставный капитал ООО «Зетта» - 68,7 млн руб, учредителями являются Денис Щуровский и Вальдемар Вагнер. По итогам 2023 года ООО «Зетта» показала выручку в 917 тыс. рублей при чистом убытке в 260 тыс. рублей. Взыскание бюджетной поддержки с компании уже началось. В феврале 2024 года иск на 37 млн рублей подала в московский арбитраж госкорпорация «ВЭБ.РФ». За первый квартал 2024 года компания задолжала почти 700 тыс. рублей налогов.
Распиаренный Мантуровым электромобиль докатился до уголовного дела
Незавидная судьба стартапа «Зетта» из Тольятти.