Как стало известно “Ъ”, московская полиция обвинила в особо крупном вымогательстве крупного банкира и бизнесмена Агаджана Аванесова, который с помощью трех уроженцев Чечни пытался вернуть $100 тыс., отданные «решальщику» за урегулирование проблем с правоохранительными органами, но так и не отработанные последним. Расследование этого финансового конфликта попало под контроль сотрудников центрального аппарата ФСБ РФ. При этом чекистов, по словам участников расследования, интересует не столько само вымогательство, сколько его вероятный организатор, возможно причастный к криминальному сотрудничеству с представителями оппозиции в Белоруссии.
Как пояснили близкие к расследованию источники “Ъ”, владелец и совладелец нескольких десятков крупных компаний, ведущих бизнес в России и Европе, Агаджан Аванесов стал жертвой мошенников. Так, во всяком случае, считал он сам. Однако следствие ОМВД по Тверскому району Москвы с бизнесменом, видимо, не согласилось: возбужденное там уголовное дело о мошенничестве было приостановлено в связи с невозможностью установить и привлечь к ответственности обидчиков коммерсанта. Тогда господин Аванесов и решил обратиться за поддержкой к рекомендованному общими друзьями «решальщику» — бывшему сотруднику московского РУБОПа Рамилю Шарифову, имевшему, по его словам, «выходы на МВД и Генпрокуратуру».
Поскольку имущественный спор велся об акциях крупного предприятия, за возобновление расследования в полиции посредник запросил $1 млн, причем первый транш из этой суммы в размере $100 тыс. попросил выплатить авансом, что и было сделано.
К лету этого года дело о мошенничестве не сдвинулось с мертвой точки, и это стало причиной конфликта между банкиром и «решальщиком». Господин Аванесов настаивал на возврате неотработанного аванса, а господин Шарифов требовал внесения второго транша в размере $300 тыс. в соответствии с установленным графиком платежей. Обстановка накалилась настолько, что в своей переписке и телефонных переговорах партнеры, как следует из свидетельских показаний, перешли от диалога к ненормативной лексике и открытым угрозам.
16 августа подрядчик и заказчик решили встретиться, а поскольку каждый из них ожидал подвоха со стороны партнера, оба заранее подстраховались от неприятностей. Господин Шарифов назначил встречу в ресторане на Шипиловской улице, в котором традиционно собирались его земляки-азербайджанцы, а господин Аванесов привлек к переговорам трех спортсменов из Чечни, специализирующихся на оказании коллекторских услуг,— Муслима Джанаралиева, Мовсара Якубова и Заура Янарсаева. Спортсмены, как утверждают участники той встречи, вежливо попросили разнервничавшегося Рамиля Шарифова «вернуться в сознание» и предъявили ему рукописный договор цессии, в соответствии с которым бизнесмен Аванесов переуступал им свое право требования $100 тыс. с «решальщика».
По версии представителей спортсменов, должник признал весомыми их аргументы, утвердил составленный график погашения задолженности, а через несколько дней даже выплатил коллекторам первые $20 тыс. в рублях по курсу.
Однако затем «решальщик» пропал. Спортсмены искали его целый месяц, а обнаружив господина Шарифова 30 сентября возле подъезда дома №54 по Воронежской улице, сломали ему нос. Полученная «решальщиком» травма дала не тот эффект, на который надеялись коллекторы. Как выяснилось, к моменту нападения Рамиль Шарифов уже успел обратиться с заявлением о вымогательстве, причем написал его не в полицию, а в Службу экономической безопасности (СЭБ) ФСБ РФ. Чекисты для проведения оперативного эксперимента передали заявителю записывающую аппаратуру скрытого ношения, которая зафиксировала все действия спортсменов и прозвучавшие угрозы. В итоге банкир Аванесов и трое его друзей были задержаны сотрудниками СЭБ, арестованы Нагатинским райсудом и обвинены следственным управлением столичного УМВД по Южному округу в особо крупном групповом вымогательстве (ч. 3 ст. 163 УК РФ).
По мнению защищающего Муслима Джанаралиева адвоката Константина Мусмана, полицейское следствие неверно квалифицировало происшедший инцидент. «Мой клиент давно занимается коллекторской деятельностью и прекрасно знает, что требование возврата денежных средств является законным только при наличии соответствующего документа,— пояснил защитник Мусман.— В данном случае это был договор цессии, заключенный между двумя физлицами. Хочу отметить, что по закону ответственность за достоверность изложенных в нем сведений несет уступивший свои права на требование задолженности Агаджан Аванесов». Таким образом, защита будет добиваться переквалификации предъявленного обвинения в вымогательстве (до 15 лет лишения свободы) на более мягкую ст. 330 УК РФ (самоуправство), предусматривающую втрое меньшие сроки наказания.
Комментировать участие сотрудников центрального аппарата ФСБ РФ в рядовом в общем-то расследовании финансового конфликта между двумя гражданами адвокат Мусман отказался, однако близкий к следствию источник “Ъ” предположил, что чекистам интересен только предполагаемый организатор преступления Аванесов.
Агаджан Аванесов фигурировал в уголовных делах не только в качестве потерпевшего. Он, например, подозревался следственным управлением УМВД по Калининскому району Санкт-Петербурга в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, принадлежавшее бизнесмену ООО «Фиш Фабрик» недопоставило партнерам оплаченную рыбную продукцию на 131 млн руб. Задержать предпринимателя, постоянно проживавшего тогда в Швейцарии, не удалось, однако на имущество «Фиш Фабрик» был наложен арест.
Возбуждением уголовного дела сопровождался и крах АО «Старбанк», в котором господин Аванесов владел 20% акций и занимал пост председателя правления. Весной 2016 года Центробанк лишил эту кредитную организацию лицензии за проведение «высокорискованной кредитной политики», «неисполнение требования надзорного органа о запрете отдельных операций, направленного на защиту интересов вкладчиков». По мнению ЦБ, Старбанк был «вовлечен в проведение сомнительных транзитных операций и операций по выводу денежных средств за рубеж».
Детали этих операций были оглашены уже осенью этого года правоохранителями Белоруссии, занятыми в расследовании так называемого уголовного дела Белгазпромбанка и его бывшего руководителя Виктора Бабарико, считающегося одним из лидеров политической оппозиции в стране. «Через Белгазпромбанк на протяжении длительного периода времени прокачивались крупные суммы денежных средств, которые выводились в иностранные государства, в том числе в офшоры»,— заявил представитель департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Белоруссии Артем Дунько. По его мнению, по этой схеме были легализованы и выведены «грязные» российские деньги в объеме $43 млн и €2 млн, а организаторами финансовых афер следствие считает экс-руководителей Белгазпромбанка и Старбанка — Бабарико и Аванесова.
Старбанк якобы перечислял деньги на счета российских фирм-однодневок в Белгазпромбанке, а там рубли конвертировались в валюту и выводились на счета подконтрольных господину Аванесову иностранных компаний под предлогом оплаты товаров и таким образом отмывались. По результатам проведенного в республике расследования один из предполагаемых организаторов афер оказался в СИЗО, а второй был обвинен белорусским следствием заочно и объявлен в розыск.
Решальщику сломали нос из-за долга Агаджану Аганесову
Совладельца Старбанка Аванесова обвинили в вымогательстве.