Религиозный скандал, разгоревшийся вокруг откровенного видеоклипа певицы Резеды Ганиуллиной на песню «Җаным», докатился до проверки следкома, причем по той же самой статье, что и в случае со скандальной панк-группой Pussy Riot, устроившей танцы в храме Христа Спасителя. Между тем сама певица уже принесла извинения, а Павел Чиков, чья ассоциация «Агора» защищала Pussy Riot в суде, отверг аналогии, набирающие популярность в СМИ и соцсетях.
«ПЕВИЦУ БУДЕМ ОПРАШИВАТЬ И ТЕХ, КТО ЭТОТ КЛИП СНИМАЛ»
Религиозный скандал на почве эпатажного видео Резеды Ганиуллиной сегодня перешел в правовую плоскость. Следственный комитет РФ по РТ объявил о проведении доследственной проверки по факту появления в сети видеоклипа. «В ходе мониторинга сети интернет выявлен видеоклип „Җаным“ певицы Резеды Ганиуллиной, в котором та в полупрозрачной одежде исполняет восточный танец на фоне Белой мечети в городе Болгар, — говорится в сообщении СУ СК РФ по РТ. — В связи с тем, что в действиях женщины могут быть признаки состава преступления, предусмотренного статьей 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»), следственными органами следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан начата доследственная проверка».
Сейчас следователи проводят мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий, в рамках проверки будут проводиться экспертизы с целью определить наличие или отсутствие состава преступления. «Певицу будем опрашивать и тех, кто этот клип снимал», — добавил Шептицкий.
Старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев заверил «БИЗНЕС Online», что надзорное ведомство в эту ситуацию пока не вмешивается. «Мы со своей стороны отдельную проверку по этому факту проводить не будем, не видим оснований для прокурорского вмешательства. В порядке надзора посмотрим материалы, которые соберут следователи, и оценим итоговое процессуальное решение», — сообщил Галиев.
Напомним, первым тревогу по поводу откровенного клипа забил имам Закабанной мечети Казани Сейджагфар хазрат Лутфуллин, известный целым рядом экстравагантных заявлений. Лутфуллин, окрестивший видео как «позор татарского народа» и «осквернение, надругательство над домом Аллаха», в целом неравнодушен к популярной музыке. К примеру, несколько лет назад он призывал жителей столицы Татарстана бойкотировать концерт Элтона Джона. После такой гневной отповеди популярность видеоклипа возросла в разы, а вместе с этим повысился градус обсуждения видео в социальных сетях.
Имам Белой мечети Руслан хазрат Фархутдинов признал, что был свидетелем съемок скандального клипа и не стал возражать, поскольку съемочная группа сослалась на разрешение минкульта, а цель видео — реклама Белой мечети. Впрочем, в министерстве культуры Татарстана нашему изданию сообщили, что никаких согласований они не предоставляли.
Критично высказался в адрес авторов клипа и муфтий Татарстана. «Мечеть — это не место для танцев. Пусть эстрадные певцы приходят в мечеть с тем, чтобы вознести молитвы Всевышнему, чтобы очистить свою душу», — заявил Камиль хазрат Самигуллин.
С разгромной критикой выступил глава Спасского района Камиль Нугаев. «Я сам несколько раз выгонял оттуда таких артистов, когда они мне попадались. Это плохо, я это осуждаю! Сами артисты должны соображать — около мечети разве можно танцевать?!» — возмутился Нугаев.
История вызвала широкий резонанс в федеральных СМИ из-за сравнения певицы со скандальной группой Pussy Riot, которая прославилась после исполнения панк-молебна в храме Христа Спасителя. В частности, некоторые пользователи социальной сети «Фейсбук» поделились статусом Лутфуллина «Татарский Pussy Riot шагает у мечети». Кстати, статья 148 УК РФ, которую татарской певице, возможно, инкриминируют, — та же самая, по которой панк-группа отхватила знаменитую «двушечку». Так что аналогия оказалась в каком-то смысле пророческой.
«Я ВИНОВАТА, ЧТО МОЙ КОСТЮМ ВЫГЛЯДИТ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ?»
Сама исполнительница песни и танцовщица уже извинилась перед теми, чьи чувства были задеты. В интервью радио «Азатлык», которое около часа назад транслировалось в прямом эфире, Ганиуллина выглядела весьма подавленной. Она появилась перед камерой в черном пиджаке, наглухо застегнутом на все пуговицы, всем своим видом показывая, что нежданная слава не очень-то ее радует. По словам Ганиуллиной, клип прошел все телевизионные кордоны и не должен был смущать телезрителей. «На ТМТВ и «Майдан ТВ» мой клип прошел худсовет, я отдала свой клип в надежные руки, вина не только на мне, — рассказала певица. — Когда я снимала клип в Болгаре, никто не вышел ко мне, не сказал, что этого делать нельзя, табличек о том, что здесь снимать нельзя, тоже не было. Поэтому я с чистой совестью его сняла и выложила».
По словам Ганиуллиной, первые критические отзывы пошли от религиозных деятелей. «Сначала они позвонили на телевидение (ролик крутится с 16 сентября — прим. ред.) с вопросом, что у вас там происходит, а потом уже вынесли на просторы интернета, — рассказала певица. — Но на ТНВ, например, мой клип не взяли, там мне сказали, что мой наряд слишком откровенен для них. Но я виновата, что мой костюм выглядит так, а не иначе?» Так что можно похвалить телеканал Ильшата Аминова, который оказался бдительнее «Барс медиа» (собственник ТМТВ) и Руслана Шигабутдинова (владеет «Майдан ТВ»).
Ответила поклонница восточных танцев и на нелестные сравнения. «Меня сравнивают с Pussy Riot, но я считаю, что это неадекватное сравнение, я не танцевала внутри мечети, не оскверняла, я не танцевала на намазлыке (коврике для намаза), никого не оскорбляла, — заметила девушка. — У меня в клипе нет никакой пропаганды, я никого не оскорбляю, не пропагандирую спиртного, сигарет».
Ганиуллина пообещала принести извинения в официальном комментарии у себя на странице «ВКонтакте», а также удалить компрометирующий клип. «Я его пересниму на другом фоне, где не будет фигурировать эта замечательная мечеть, доделаю его и представлю в другом формате. Это первый мой такой случай и, надеюсь, последний. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто что-то делает, всегда подвергается критике. А отвечать я буду только перед собой и Всевышним», — заключила певица.
К слову, песня «Җаным», по которой был снят нашумевший клип, — не оригинальное произведение, а кавер-версия хита 1998 года Adı Bende Saklı турецкой поп-певицы Сезен Аксу с той разницей, что турецкий клип снят на фоне Стамбула и Босфора, а исполнительница бродит по городу в целомудренном черном платье.
ДУМ РТ: У НАС ЦЕЛИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НЕТ
Между тем в ДУМ РТ отнюдь не настаивают на уголовном преследовании, как это сделало РПЦ в истории с Pussy Riot. «У нас цели уголовного преследования нет. Человек, который не понимает, как себя вести в храме, на святой земле, уже сам себя наказал. Он сам себя лишил таких огромных возможностей, кроме сожаления это ничего не вызывает, — заявил Рустам Батров, первый заместитель муфтия Татарстана, руководитель пресс-службы ДУМ РТ. — Нам позвонили из Москвы, вышли с частной инициативой, ходят на нее подать в суд за оскорбление религиозных чувств. Мы попросили отсрочку. Они вышли на нас, мы, в свою очередь, предложили сначала связаться с ней, попросить, чтобы она все убрала, [убедиться], что ее извинения действительно искренние. Это не просто пиар-ход, а она действительно не подумала, не все взвесила. Мы не за уголовное преследование. Мы не исходим из того, что нужно это делать. Мы, наоборот, считаем, что была совершена глупость, она оступилась. У нее, как у Pussy Riot, не было таких злых намерений. У нее просто восточный образ, ей нужна экзотика — верблюд, мечеть в восточном стиле. Она так рассуждала. Ей для образа нужен был этот восточный колорит. Она просто не подумала, что мечеть не должна быть декорацией, тем более такая особенная мечеть, куда ежегодно приезжают тысячи татар со всех уголков страны и мира отдать дань своим предкам. В ходе нашего телефонного разговора она принесла извинения, сказала, что сожалеет. Я думаю, что неправильно здесь преследовать ее по уголовному принципу. По крайней мере мы, верующие, исходим из того, что не надо возбуждать уголовное дело, конфликт можно исчерпать переговорами»
В ответ на просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировать эту ситуацию митрополит Казанский и Татарстанский Феофан заявил, что этому поступку нет оправдания. «Я не видел этого клипа, но из вашего рассказа о нем заключаю, что он недаром вызвал такое раздражение, — заметил собеседник издания. — Танцы полуодетой певицы на фоне мечети — разве этому можно подыскать оправдание? Мечеть — это символ молитвы, символ общения с Богом. Но когда полуголая звезда эстрады, какая бы она ни была популярная, поет на фоне мечети, вряд ли этому будут рукоплескать верующие люди. Прямо скажем, это не очень хорошее явление. Оно вызывает горькое чувство».
Митрополит посоветовал задумываться продюссерам и певице прежде чем делать такие клипы. «Голову на плечах ведь надо иметь, — сказал Феофан. — Тем более если брать во внимание фон, на котором все это происходит, и ситуацию в стране в целом — можно предположить, что у авторов клипа был провокационный подход. Обычно говорят, что, дескать, не было злого умысла. Но, видимо, не было и разума. Предположим, что девушка не понимала того, что она делает. Однако продюсер ведь должен был понимать! Или же за ним тоже кто-то стоял? Тот, кто заинтересован подкинуть еще один уголек в и без того раскаленную общественную атмосферу. Вот этого надо сейчас любыми способами избегать. Общество должно быть адекватным. А те, кто по каким-то причинам нацелен взбудоражить общество, должны понимать, что это вещь серьезная».
ПАВЕЛ ЧИКОВ: «ДАВАЙТЕ РАЗЛИЧАТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ И РОЛИК С ВОСТОЧНЫМИ ТАНЦАМИ»
Павел Чиков, руководитель международной правозащитной группы «Агора», члены которой в свое время защищали Pussy Riot в суде, полагает, что проверка следственного комитета преследует цель не наказать, а защитить певицу. «Следственный комитет проверку проведет и вынесет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, — прогнозирует Чиков. — Он это делает по собственной инициативе как раз для того, чтобы утихомирить не в меру бурные дискуссии по тому поводу. На этом все и затухнет. Никаких действий, оскорбляющих чьи-либо чувства, на видео нет».
Собеседник издания рекомендует различать акцию Pussy Riot и выступление у Белой мечети. «Конечно, и в акцией Pussy Riot не было никакого преступления, нет его и здесь, — заметил Чиков. — Но давайте различать политическое высказывание и качественно сделанный ролик с восточными танцами. Кстати, мне интересна логика представителей исламской общественности, разве восточные танцы возникли и стали известны не в мусульманских странах? Где они разграничивают танцы на те, которые приемлемы, и те, что не приемлемы? Посмотрите сериал „Великолепный век“, там восточных танцев много, и они проходят на фоне мечетей, в интернете доступно огромное количество эстрадных клипов из Турции и из других стран на фоне различного рода исламских религиозных учреждений. На мой взгляд, светского обывателя клип, наоборот, призван привлечь внимание к красотам Татарстана, там же не только мечеть, но и развалины самого Болгара, а также Казань. Цель — показать красоту, это нельзя оценивать иначе, как позитивный месседж. Я уверен, подчиненные Павла Николаева грамотно разберутся в этой ситуации и вынесут единственно верное решение. Если нет, это вызовет глубочайшую досаду и безусловное желание защитить певицу и всех причастных к созданию видео».
Экс-диакон русской православной церкви Сергей Баранов, лишенный РПЦ сана за открытое письмо патриарху Кириллу в защиту Pussy Riot, посмотрел клип и увидел в нем только «красивую женщину, изящные формы и прекрасный танец». «Что тут сказать? Дикость все это! — охарактеризовал религиозные возмущения вокруг видео Баранов. — Благодаря татарстанским имамам и муфтию я узнал про клип и смог увидеть достопримечательности Татарстана. Сама певица в своем комментарии пишет: „Вот недавно мы принесли в жертву барашка, я раздаю садака, всегда готова помогать людям. Наша религия, ислам, самая чистая, самая искренняя, самая дружелюбная“. Этот комментарий говорит еще и о духовной ее красоте. Истинные чувства верующих не могут быть порушены в одночасье при виде красивой женщины».
В разговоре с корреспонентом «БИЗНЕС Online» Баранов посоветовал «больше внимания уделять настоящим проблемам, проблемам государства, в котором стало возможным преследование женской красоты и искусства по идиотической 148-й статье УК». «Вы спрашиваете, вижу ли я параллели этой истории с панк-молебном Pussy Riot в храме Христа Спасителя? Параллель только одна — ненависть и невежество тех, кто яростно осуждает и жаждет крови», — заключил собеседник издания.
«ЗНАЯ ТАТАРСКУЮ ЭСТРАДУ, НЕ ДУМАЮ, ЧТО ТАМ БЫЛО ЧТО-ТО СОВСЕМ ЗА ГРАНЬЮ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», не видят в видеоклипе состава преступления, как и поводов для оскорблений верующих.
Раушания Камалова — адвокат:
— Доследственная проверка может закончиться либо возбуждением уголовного дела, либо отказом в возбуждении. Можно еще возбудить уголовное дело и передать его по подследственности. Как будет в этом случае, я прогнозировать не могу. Подозреваю, что будут проверять — присутствует ли в этих действиях состав преступления, оскорбление чувств верующих.
Лично я считаю, что снимать клип на фоне мечети, возможно, было не очень обдуманным шагом. Насколько он был провокационным — не знаю. Но, зная татарскую эстраду, не думаю, что там было что-то совсем за гранью. И учитывая, что она пела не в здании мечети и мечеть выступала только эстетическим фоном, я думаю, что о составе преступления здесь говорить нельзя. В помещение мечети, где проходят религиозные обряды, они не входили, и на площадке, где танцевала певица, в этот момент молитва не осуществлялась. Может быть, это было не очень обдуманным поступком, но умысла в ее действиях я нее вижу. Тем более что и сама певица дала объяснения, принеся свои извинения и сказав, что они никого не хотели оскорбить и сама она человек верующий. Поэтому, в принципе, здесь состава преступления нет. Возможно, что место для снятия клипа сейчас надо выбирать более осмотрительно в связи с тем, что сейчас эта тема несколько чувствительна для верующих. Но на деле, мне кажется, никакого умысла ни у певицы, ни у ее продюсера именно на оскорбление религиозных чувств верующих не было.
Вениамин Чубаренко — адвокат:
— Надо отметить, что этот клип представлял собой восточные танцы и действие происходило не непосредственно в храме, а на его фоне, на прилегающей территории. Поэтому произошедшее нельзя сравнивать с Pussу Riot. Это было бы некорректно. Там выступавшие делали это на алтаре, внутри храма, а здесь этого не было. Поэтому я думаю, что перспективы уголовного дела здесь нет ни по каким статьям. Я не вижу здесь состава преступления.
Конечно же, съемка каких-либо клипов на территориях таких, если можно так выразиться, «заповедных зон» должна согласовываться непосредственно с администрацией этих заведений. Невзирая на то мусульманские они, христианские или какие-либо другие. Суть не в этом. Есть администрация, и с ней эти вопросы должны быть согласованы. И, когда согласовывается этот вопрос с администрацией, ее ставят в известность, какой сюжет будут снимать.
С другой стороны, я не вижу здесь оскорбления чувств верующих. Да, какие-то элементы не совсем уместны на фоне мусульманских святынь, но ведь это был восточный танец! Я вспоминаю, как по телевидению шла реклама чего-то турецкого и на фоне стамбульских мечетей девушки пели и танцевали какой-то восточный танец. И какие-то части тела — руки, ноги, у них были не закрыты. Одежда у них была такая — для восточного танца. И тогда никто не говорил об оскорблении чувств верующих. И потом, каким оскорблением такой танец может быть для мусульман, если они приходят на светские праздники с такими восточными танцами. Если они считают, что в этих танцах женщина оголилась до неприличия, тогда эти танцы надо запретить повсеместно!
Из мусульманского мира к нам пришли эти танцы, и я не вижу здесь никакого оскорбления.
Резеда Ганиуллина: «Меня сравнивают с Pussy Riot, но это неадекватное сравнение!»
Пока следователи готовятся к допросу певицы, сплясавшей у Белой мечети, ДУМ РТ выступило против ее уголовного преследования.