Не прошло и года, как Геннадий Зюганов лично на встрече с Путиным сетовал на то, что бывший командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов не прошел в Госдуму от КПРФ: «Прославленный адмирал, который занимался обороной, всё делал для поддержки Министерства обороны, не попал и по списку».
И вот, казалось бы, судьба подарила Геннадию Андреевичу, а вместе с ним и тому самому «прославленному адмиралу», еще один, на этот раз беспроигрышный шанс. В конце июня добровольно решил снять с себя полномочия старейший депутат Государственной Думы Сергей Решульский, и КПРФ решила передать освободившийся мандат... нет, не Владимиру Комоедову, и не академику Борису Кашину, и даже не предпринимателю Вадиму Кумину, который давно оказывал компартии весомую поддержку. Список уважаемых людей, достойных заседать в парламенте и имеющих коммунистические убеждения, солидный. Тот же Комоедов шел первым номером в списке КПРФ по Севастополю, Республике Крым и Калининграду, и именно он по всей логике должен был оказаться в Госдуме после ухода Решульского. Но нет, руководство КПРФ решило включить в свою фракцию некоего Ризвана Курбанова.
Конечно, Курбанов — не Комоедов, и такой коллекции государственных наград у него нет, зато политик он опытный, прежде уже был депутатом, вот только депутатом от «Единой России». Незадолго до последних выборов он вдруг переметнулся к коммунистам, поменяв убеждения. Если таковые у него, естественно, были. Но избиратели такое непостоянство не оценили. После поражения на выборах в Думу Курбанов тихо-мирно девять месяцев был вроде как безработным, и только теперь судьба, в лице товарищей-коммунистов предоставила ему новый шанс.
И, может, не только судьба. По информации РБК, Курбанов — «человек миллиардера Сулеймана Керимова». Если так, то Геннадия Зюганова в принципе можно понять: коммунизм — коммунизмом, а обед — по расписанию. В свое время из рук КПРФ получали мандаты креатуры и Березовского, и Ходорковского... Так чем Керимов хуже! Тем более что на носу — президентские выборы. Конечно, для Зюганова в них главное не победа, а участие, но и участие в избирательной гонке требует денег.
А вот зачем это нужно Керимову? Он и так контролирует финансово-промышленную группу «Нафта Москва», так зачем ему контролировать еще и фракцию КПРФ? Не для коллекции же. Если «Нафта» дает капитал финансовый, то компартия — политический.
Ризван Курбанов — уроженец Дагестана, ранее был зампрокурора республики и первым зампредом правительства Дагестана. А к Дагестану Сулейман Керимов совсем не безразличен. О его планах возглавить республику было известно еще в 2010 году, но Кремль тогда сделал ставку сначала на Магомедова, а затем на Абдулатипова, так что Керимов, очевидно, быстро начал терять к региону финансовый интерес: и местный завод листового стекла фактически обанкротил, и футбольный «Анжи» запустил. Но сейчас ситуация изменилась.
То республику сотрясает массовое отравление, что приводит к справедливой критике региональной власти со стороны населения. То вспыхнет какой-нибудь коррупционный скандал, вроде возбуждения уголовного дела против вице-премьера правительства Билала Омарова — свидетельство явного провала кадровой политики в Дагестане. Неудивительно, что Центр развития региональной политики включил Рамазана Абдулатипова в число губернаторов-«двоечников», а участники гражданского форума «Вернем Дагестану российскую Конституцию!» потребовали его отставки.
По слухам, Керимов всячески лоббирует досрочную отставку Абдулатипова, а в качестве «утешительного приза» обещает тому поменяться с ним должностями — место в Совете Федерации взамен поста главы республики. Но это, опять-таки, слухи. А факты таковы, что в местных СМИ все чаще начинают появляться рейтинги, свидетельствующие о внезапно взлетевшей популярности олигарха среди населения. Примечательно в этой связи выглядят данные проведенного в конце июня редакцией газеты «Черновик» опроса, в которых утверждается, что «за магната Сулеймана Керимова готово проголосовать 23,8% опрошенных». Процент, конечно, не путинский, и тем более не кадыровский, но за остальных претендентов, согласно этому опросу, готовы голосовать с еще меньшей охотой. Тому же Абдулатипову, например, избирателей симпатизирует на порядок меньше — 2,1%. Нет никаких сомнений, что это только начало и популярность Керимова, который давно не был замечен в каких-либо дагестанских проектах, будет только расти в унисон с уже привычными для дагестанцев слухами о надвигающейся отставке Абдулатипова.
В такой политической ситуации еще один свой человек в Госдуме и возможность влиять на фракцию коммунистов миллиардеру точно не помешает. Новый расклад мандатов устраивает почти всех. Он устраивает коммунистов, у которых нарисовались отличные перспективы получить щедрого спонсора. Он устраивает этого спонсора, который может получить в свое распоряжение целую фракцию, в которой заседает его человек. Он устраивает, наконец, этого человека, который получил шанс не только вновь вернуться в политическое пространство, восстановив свое поблекшее реноме, но и, возможно, избежать уголовного преследования. Как отмечал РБК, «Курбанов находился в тесных отношениях с экс-главой пенсионного фонда республики Сагидом Муртазалиевым — бывшим чемпионом мира по вольной борьбе и одним из влиятельнейших людей в Дагестане, рассказывает собеседник, близкий к правительству республики. Муртазалиев с 2015 года находится в бегах по обвинению в финансировании терроризма и причастности к убийствам. Курбанов с 2010 года возглавлял комиссию по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Дагестана. У силовиков были вопросы к финансовой составляющей по этому направлению». Теперь, по логике Керимова и Курбанова, все вопросы мандатом должны быть сняты.
Так что нынешний расклад, отметим еще раз, устраивает почти всех. Кроме адмирала Комоедова, проплывшего на всех парах мимо Охотного Ряда. И кроме всех остальных, кто все еще романтично верит в то, что политические убеждения, опросы и назначения не должны покупаться за деньги. Во всяком случае, настолько откровенно.
Но есть в наметившейся тенденции и плюс. Политика вновь становится интересной. Совсем как 90-е годы, когда кандидаты на региональные посты делегировали своих протеже в Госдуму, публиковали «независимые» опросы про самих себя и договаривались с действующими руководителями о синекурах. Совсем как тогда. Осталось только Анатолию Быкову из Красноярска вернуться в большую политику, и мы окажемся в полном ретро.
Ризван Курбанов занял место Владимира Комоедова в Думе
КПРФ между идеологией и деньгами от Сулеймана Керимова выбрала последнее.