«Новая газета» продолжает изучать бизнесы первых лиц страны и их родственников. Сегодня речь пойдет об Алексее Патрушеве — племяннике главного силовика России Николая Патрушева. Семью секретаря Совета безопасности можно считать классическим примером современной российской элиты. Сыновья Николая Патрушева работают в государственных компаниях: старший Дмитрий — председатель правления Россельхозбанка; младший Андрей недавно стал заместителем генерального директора по развитию шельфовых проектов в «Газпром нефти», а до этого работал советником у Игоря Сечина в «Роснефти». О племяннике Патрушева до недавнего времени почти ничего не было известно. Однако нам удалось обнаружить бизнесы, связанные с Алексеем Патрушевым. Некоторые из них, как, например, экспорт хвойного леса из Карелии, имели проблемы с законом и сталкивались с обвинениями налоговиков в уклонении от уплаты налогов. Другие, как, например, торговля мясом и выращивание овощей, процветают, в том числе благодаря поддержке родственного Россельхозбанка.
Алексею Патрушеву 45 лет, он — сын Виктора Патрушева, родного брата секретаря Совета безопасности. Знакомые Алексея Патрушева говорят о нем как об открытом и жизнерадостном человеке. «Он — душа любой компании. По нему не скажешь, что он принадлежит к одной из самых влиятельных фамилий России. Там никаких миллиардов нет. Хороший, простой парень», — уверял один знакомый Патрушева.
Если смотреть на компании, которыми Алексей Патрушев владеет напрямую, то миллиардов действительно не обнаружишь. Но буквально месяц назад арбитражный суд Северо-Западного округа поставил точку в, казалось бы, непримечательном процессе между 5-й налоговой инспекцией по республике Карелия и компанией «Лахденпохский леспромхоз». Алексей Патрушев входит в совет директоров этого предприятия.
Спор между налоговиками и леспромхозом возник из-за действительно небольшой суммы — нескольких миллионов рублей. Но ценность этого процесса в другом. Чтобы доказать не самое значительное нарушение, налоговым органам пришлось провести тщательное расследование — изучить банковские счета десятков компаний, опросить их директоров и учредителей, провести почерковедческие экспертизы… Результаты этого расследования были представлены в суде, благодаря чему у нас появилась возможность рассмотреть бизнесы Патрушева и его партнеров во всех деталях, вплоть до банковских проводок. Следуя за деньгами, мы пришли к компаниям уже с миллиардными оборотами.
Экспорт леса
В конце марта секретарь Совбеза Николай Патрушев обнаружил очередную угрозу для суверенитета России. «На фоне роста антироссийской риторики со стороны стран Запада отмечается активизация националистических и реваншистских общественно-политических организаций Финляндии. Возрастает их воздействие через ряд отечественных НКО на население Карелии», — предостерегал Патрушев, для которого Карелия — родное место: в начале 90-х он возглавлял министерство безопасности республики.
По совпадению «Лахденпохский леспромхоз», в совет директоров которого входит племянник Патрушева Алексей, занимается лесозаготовками как раз в Карелии. 80% продукции предприятия, в основном ель и сосна, экспортируется именно в Финляндию.
Как экспортер, леспромхоз иногда обращался в налоговые органы с заявлениями о возмещении НДС. Из-за одного из таких требований (на 8,8 млн рублей) в 2013 году у компании и возник спор с налоговиками.
Представители 5-й налоговой инспекции проверили поставщиков леспромхоза и выяснили, что некоторые из них не могли оказывать услуги или поставлять товары предприятию. У компаний отсутствовала необходимая техника, директора некоторых фирм отрицали свою причастность к их деятельности, и экспертизы подтверждали, что подписи этих людей под документами подделаны. Движение денег по счетам отдельных поставщиков привело проверяющих и к «обналичке»: деньги переводились на карты физических лиц, которые на опросах заявили, что этими картами никогда не владели и денег с них не снимали.
Такие признаки указывают на типичную схему уклонения от уплаты налогов, считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. «Это примитивная схема занижения прибыли, — считает Трапаидзе. — Допустим, у вас себестоимость продукции 100 рублей. Вы ее продаете за 150. Ваша прибыль — 50 рублей, с которых вы должны заплатить налог. Но чтобы искусственно уменьшить прибыль и налог, вы подписываете фиктивный договор с фирмой-однодневкой на поставку товаров — допустим, на 20 рублей. Эти товары в реальности не поставляются. Зато вы увеличили свои расходы, теперь ваша прибыль — 30 рублей. Соответственно, меньше и налог».
По словам Трапаидзе, деньги, перечисленные однодневкам по фиктивным договорам, затем, как правило, обналичиваются или выводятся за рубеж. А сами фирмы-однодневки ликвидируются.
Сергей Одиноков, работавший в то время директором «Лахденпохского леспромхоза», не согласен с такими обвинениями. Одиноков говорит, что все работы, которые оспаривали налоговики, на самом деле были выполнены. По словам Одинокова, проблемы возникли из-за того, что партнеры их поставщиков ненадлежащим образом подавали налоговые декларации и оформляли документы. «Отслеживать, кого нанимают поставщики, подают ли они достоверные декларации и тем более у кого покупают товары, нет ни технической возможности, ни правовых оснований», — считает Одиноков.
И тем не менее леспромхоз в полном объеме исполнил требования налоговиков еще в 2013 году и только потом решил оспорить эти требования в суде. Но суд встал на сторону налогового органа.
Что касается Алексея Патрушева, то, по словам Одинокова, он не осуществлял оперативное управление предприятием. «Алексей Викторович был одним из пяти членов совета директоров. Деятельность совета была связана с проведением ежегодных собраний акционеров, включая рекомендации по выделению средств на социальные и благотворительные нужды — помощь ветеранам, пенсионерам, поощрения работников».
Торговля мясом
Основным акционером «Лахденпохского леспромхоза» до 2014 года была компания из Санкт-Петербурга «ТД Агро-Лайн». «Агро-лайн» — один из крупнейших операторов на рынке мясного сырья в России. Ее оборот в 2013 году составил почти 10 млрд рублей. Эта компания также косвенно связана с Алексеем Патрушевым.
Владеет «Агро-Лайном» Алла Храмцова. Как удалось выяснить «Новой газете», она — тетя давнего партнера и хорошего знакомого Алексея Патрушева, Максима Храмцова. Храмцов вместе с Патрушевым — совладельцы компании «Земмашстрой». (Долей в этой же компании владеет и Дмитрий Агалямов, помощник постоянного члена Совета безопасности России Бориса Грызлова.)
У Храмцова есть и другие пересечения с семьей Патрушевых. Например, он и Виктор Патрушев (отец Алексея и брат секретаря Совбеза) входят в некоммерческое партнерство «Поддержка детско-юношеского спорта и помощь детям».
Процветанию «Агро-Лайна» немало способствуют государство и государственные структуры. Например, «Агро-Лайн» — один из крупных покупателей продукции Росрезерва. Росрезерв — одно из самых закрытых ведомств России. Агентство занимается формированием и хранением запасов на случай войны или чрезвычайных ситуаций. Товары — от тушенки до нефтепродуктов — хранятся на специальных складах или комбинатах. Росрезерв — один из крупнейших государственных заказчиков, однако информацию о том, кому он продает свою продукцию, в открытых источниках найти невозможно: эти сведения составляют государственную тайну.
Каким образом «Агро-Лайну» удалось войти в этот закрытый, секретный пул покупателей продукции из закромов Родины? Максим Храмцов отказался давать комментарии для этой статьи; связаться с его тетей, официальным директором «Агро-Лайна», не удалось — она в командировке.
Помогает «Агро-Лайну» и Россельхозбанк, которым руководит двоюродный брат Алексея Патрушева Дмитрий. В 2012 году компания «Круглый год» (ее конечным владельцем является тот же Максим Храмцов) запустила в Пикалеве тепличный комплекс, где выращиваются огурцы, томаты, салаты, зелень.
Генеральный директор «Круглого года» Александр Страшнов рассказал «Новой газете», что тепличный комплекс — пока единственный реализованный проект из тех, что задумывались для преодоления социально-экономического кризиса в моногороде. По словам Страшнова, в проекте использованы современные технологии круглогодичного выращивания овощей, успешно апробированные в странах Северной Европы. «Круглый год» ежемесячно производит до 500 тонн продукции. Компания, как говорит Страшнов, обеспечивает работой и достойной зарплатой свыше 150 жителей Пикалева.
Общий объем инвестиций на первом этапе проекта составил около 2 млрд рублей, из них 1,6 млрд — кредит Россельхозбанка. Сказались ли на решении банка профинансировать этот проект родственные связи?
Пресс-служба Россельхозбанка не ответила на этот вопрос, лишь сообщив «Новой газете», что этот проект «полностью соответствует целям и задачам банка по обеспечению импортозамещения сельскохозяйственной продукции и является важным шагом в развитии инфраструктуры Пикалева».
Александр Страшнов заверил нас, что Алексей Патрушев не имеет никакого отношения к компании «Круглый год» и не оказывал ей помощь в получении кредита.
Де-юре Патрушев действительно не имеет отношения к «Круглому году» — компанией владеет его партнер Максим Храмцов. Однако, по мнению Елены Панфиловой, вице-президента Transparency International, для определения конфликта интересов важны и другие аффилированные лица, которые могут получать выгоду от знакомства с должностным лицом или его родственниками. «Но эту выгоду нужно доказывать. Нужно смотреть, получали ли эти аффилированные лица кредиты чаще, чем остальные; были ли какие-то особые условия; возникали ли ситуации, когда другим отказывали, а им давали; какую они получали ставку по сравнению с остальным. В таких ситуациях очень важно доказать наличие преференций», — считает Панфилова.
Гендиректор «Круглого года» Алек-сандр Страшнов заверил, что никаких преференций не было, а кредит получен на рыночных условиях — на восемь лет под 13,5% годовых.
Алексей Патрушев отказался встречаться с «Новой газетой» и давать комментарии для этой статьи.
Родовые скрепы
Бизнес семьи Патрушевых: от экспорта леса до торговли закромами Родины.