Редакция «Новой газеты» назвала «уничтожением и убийством» издания решение Басманного суда отозвать лицензию у газеты по требованию Роскомнадзора. В заявлении, опубликованном на сайте «Новой газеты», говорится о том, что издание не нарушало законов, а вердикт суда объясняется «желанием отозвать свидетельство регистрации у газеты с 30-летней историей с двумя лауреатами Нобелевской премии мира в числе основателей — Михаилом Горбачевым и Дмитрием Муратовым».
«Все документы у этих клерков, которые мнят себя государевыми опричниками, есть. Что мы и доказали в суде. Только судьи тоже давно уже ходят в опричниках и хранят в своих сейфах метлы и песьи головы», — говорится в заявлении.
«Сегодня повторно убили наших коллег, уже убитых этим государством за исполнение своего профессионального долга, — Игоря Домникова, Юрия Щекочихина, Анну Политковскую, Станислава Маркелова, Анастасию Бабурову, Наталью Эстемирову, Орхана Джемаля», — перечисляются в заявлении погибшие при исполнении профессиональных обязанностей журналисты «Новой газеты».
Утром 5 сентября Басманный суд удовлетворил требование Роскомнадзора «признать недействительной» регистрацию «Новой газеты». В ведомстве утверждали, что редакция в установленные законом о СМИ сроки не предоставила устав. Помимо этого издание обвинили в том, что оно упоминало организации — иностранных агентов — без надлежащей маркировки.
Решение суда было вынесено спустя несколько дней после похорон бывшего президента СССР Михаила Горбачева, который помог группе журналистов, решивших в апреле 1993 года создать «Новую газету». Экс-глава государства владел долей в издании.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов решение суда назвал «заказным и политическим». «Наша позиция была ясно сформулирована. Все документы мы подавали, и много лет назад. Будем обжаловать. Мы пройдем весь путь до конца, это точно», — сказал Муратов РБК.
«Я знаком с этим делом, и могу утверждать, что оно буквально «высосано из пальца». Чтобы принять в подобной ситуации решение о признании регистрации СМИ недействительной, нужно вообще не понимать, что написано в Законе о СМИ по теме устава редакции», — заявил РБК бывший министр печати и информации, экс-председатель СПЧ, один из авторов Закона о СМИ Михаил Федотов.
По мнению Федотова, шансы на возвращение «Новой газеты» есть. «Это может произойти, когда данное решение суда будет отменено, например, по результатам обращения в Конституционный суд. Или, когда издание будет возобновлено, например, под другим названием. Я не знаю, когда это произойдет, но совершенно очевидно, что «Новая газета» сохранится как культурное достояние российского общества. Что же касается судебного решения, то я буду с нетерпением ждать его изготовления в окончательном виде, чтобы полюбоваться на заключённую в нем юридическую логику или на отсутствие таковой», — сказал он.
Федотов сравнивает закрытие «Новой газеты» с победой ветряной мельницы над Дон Кихотом. «Замечу, что гений Сервантеса обеспечил своему герою бессмертие, а та мельница давно сгнила. «Впрочем, наши законодатели уже наладили серийный выпуск подобных устройств для обуздания конституционно гарантированной свободы мысли и слова, — заключил он.
Глава Союза журналистов Москвы и главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев также называет отзыв лицензии у «Новой газеты» потерей. Я считаю, что, чем больше СМИ, тем больше мы имеем точек зрения и больше имеем возможностей услышать самые разные позиции разных людей», — говорит Павел Гусев.
Роскомнадзор списал «Новую газету» в архив
Решение суда об отзыве лицензии в редакции объяснили «желанием клерков закрыть издание» с 30-летней историей.