Недавно стали известны новые подробности уголовного дела, связанного с корпорацией «Роснано». Суд начал его повторное рассмотрение, потому что в предыдущий раз могли быть нарушены нормы УПК. 2 фигуранта уже осуждены, а ещё один скрылся за границей. Дело касается вывода сотен миллионов рублей за рубеж под предлогом инвестирования в производство неких нанолекарств.
События происходили, когда «Роснано» была ещё совсем молодой компанией и возглавлял её Анатолий Чубайс. Ныне корпорацию пришлось спасать государству. Вот только не повторится ли печальный опыт прошлых лет?
Казалось бы, построим нанозавод
Как всем известно, людская память может долго и тщательно хранить множество деталей из нашей истории. А уж память силовых органов – тем паче. И вот появились очередные подробности старого уголовного дела о хищениях в «Роснано». По данным СМИ, в Хорошёвском суде Москвы начался повторный процесс против некоего бизнесмена Валерия Главацкого. Его еще в прошлом году осудили на 7 лет. А новый процесс начался, потому что ранее могли быть нарушены нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Дело это связано выводом 358-ми миллионов рублей за границу. Суть довольно проста.
Всё происходило ещё в 2009-м, когда компания «Роснанотех» (позже она была преобразована в «Роснано») решила инвестировать в строительство завода по производству вакцин от гриппа. Ну, а если быть точным, в создание «нановакцин и терапевтических биопрепаратов на основе псевдоаденовирусных наночастиц и наноструктур, содержащих карбогидрат-связывающий домен». Согласитесь, звучало красиво. И не менее красиво выглядела цифра инвестиций: более 1,3 миллиарда рублей. Производить чудо-лекарство собирались на заводе в Ярославской области, который должны были ввести в эксплуатацию в 2012-м году. Инвестконтракт подписали с компанией «НТфарма» (в 2021-м году она была признана банкротом). Вот только проект строительства предприятия заморозили еще на стадии «коробки». Как обычно в подобных случаях бывает, стройка сама по себе не так важна, главное, чтобы деньги пришли. И они пришли. А потом, по версии следствия, ушли, так как подрядчик и не собирался ничего строить, а лишь имитировал видимость деятельности, выведя за рубеж через фирмы-однодневки 358 миллионов рублей.
Венчур по-русски
В общем-то, ничего особо примечательного для такого способа ведения бизнеса с госучастием и нет. Не удивляет и то, что имена фигурантов широкой общественности неизвестны: это уже получившие сроки учредитель и гендиректор компании «НТфарма» Рустам Атуллаханов и Евгений Султанов. Ну и вышеупомянутый Валерий Главацкий. Интересно, что последний никакого юридического отношения к компании не имел, но помогал ей в её деятельности. Всё, что об этом человеке известно – это то, что он 58-летний москвич, живёт ныне за границей, и судят его заочно. Вот так работала наша госкомпания 15 лет назад.
Кстати, о датах. В 2009-м году, когда происходили эти события, «Роснано» уже возглавлял Анатолий Чубайс, который пришёл в компанию в 2008-м. И, конечно, хочется задать вопрос: куда смотрел топ-менеджер? Задать его, правда, не удастся главному лицу: Анатолий Борисович покинул Россию после начала СВО.
Сам Чубайс в своё время комментировал уголовное дело и обыски в «Роснано», связанные с компанией «НТфарма», говоря, что нужно «отличать ситуацию, когда вы украли шубу, от ситуации, когда ее украли у вас!». А в пресс-службе госкомпании заявляли, что она и сама обращала внимание на нарушения со стороны менеджмента «НТфарма». Более того, источник уверял, что и сам Анатолий Борисович обращался по этому поводу с заявлением в следственные органы. Удивительное дело: у госкорпорации крадут сотни миллионов рублей, а её руководитель ничего не мог с этим сделать. Но всё это дела прошлых лет, поэтому актуальнее поговорить о том состоянии, в котором сейчас оказалась «Роснано».
Новая жизнь нанокорпорации
В новейшей истории госкомпании есть много примечательных деталей: убытки, угрозы дефолта и банкротства, многомиллиардная задолженность перед крупными банками, а как выяснилось недавно, еще и манипуляции с отчётностью. Но в итоге корпорация, продав свои активы, погасила долги. Правда, о каких активах идёт речь и кто стал их покупателями – не сообщалось. При этом, «Роснано» ещё и получила скидку от банков-кредиторов в 20%. Из чего можно сделать вывод, что компанию спасли на уровне государства. И теперь она избавилась от, как сообщил представитель компании, «неорганичной для венчурного бизнеса» кредитной схемы, которая привела к тому, что стоимость обслуживания долга составляла 12 миллиардов рублей в год.
И здесь с представителем корпорации хочется только согласиться. Сама схема венчурного бизнеса в традиционном понимании заключается в том, что есть некий инвестор с деньгами. Он вкладывает средства в перспективные высокотехнологичные проекты. Большая часть из них обычно заканчивается ничем. Но когда примерно один из десяти проектов «выстреливает», то на этом инвестор может заработать хорошую прибыль. В данном случае инвестором выступает государственная компания, которая получала от власти финансирование. Но выяснилось, что она ещё и зачем-то брала деньги у коммерческих банков. Зачем? На что пошли эти средства? Почему госкорпорации приходилось тратить огромные средства на обслуживание долгов? Ответов на эти вопросы нет. Разве что на второй из них в качестве ответа можно привести всё ту же историю со строительством фантомного завода по производству нанолекарств. Но страница перевёрнута и теперь корпорация начинает новую жизнь.
С чистого нанолиста
На высоком уровне то и дело звучат заявления о том, что после урегулирования долгов «Роснано» сможет выйти на эффективную работу. Ну а в самой компании заодно сообщили о реализации совместных проектов с целым рядом гигантов отечественной промышленности. И, конечно, хочется пожелать госкомпании только успехов. Главное, чтобы в очередной раз у неё, согласно терминологии Чубайса, не украли шубу. Ведь история, как известно, имеет особенность повторяться. Ну, а повторный процесс по старому уголовному делу в ином составе судей только начался, так что новые подробности, возможно, скоро последуют.
"Роснано" планирует начать с чистого листа
Хотя уголовные дела вокруг корпорации не прекращаются.