Борьба российских властей с западными санкциями набирает обороты — помимо симметричных заградительных мер в отношении ряда зарубежных компаний-товаропроизводителей, принятия Госдумой РФ в первом чтении скандального Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также права на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации» (более известного как «закон о Ротенберге») крупные госкомпании стали нанимать западные адвокатские и лоббистские агентства.
Начиная с весны этого года американские власти выпустили целый букет директив, направленных на экономические ограничения российских физических и юридических лиц в связи с ситуацией на юго-востоке Украины. В их числе: «Акт о предотвращении российской агрессии», президентский указ 13662, «акт вопросов и обеспокоенностей» — эти документы регламентируют арест собственности лиц, причастных к дестабилизации ситуации на юго-востоке Украины, а также меняют условия кредитования.
Уже летом российские государственные и частные компании, чьих собственников западные специалисты тесно связывали с политическим руководством России, оказались в расширенных санкционных списках США и ЕС. Тогда же представители компаний стали заявлять о намерениях оспорить законность принятых мер, искусственно ограничивших рынок товаров и услуг и тем самым нанесших значительный финансовый ущерб, в международных судебных органах.
В июле независимый производитель природного газа «НОВАТЭК» заключил соглашение с американской лоббистской компанией Qorvis MSL LLC. Согласно документам сделки, направленным в сенат США, Qorvis MSL «с 10 июля этого года намерена лоббировать интересы компании «Новатэк» в том, что касается распространения на нее действия новых директив американских властей».
В августе за международной правовой помощью обратился Газпромбанк, который был лишен доступа к привлечению международных заимствований сроком более 90 дней (помимо него доступ к «длинным» деньгам был ограничен Сбербанку, ВТБ, ВЭБу, Банку Москвы и Россельхозбанку). По данным системы раскрытия информации сената США, банк заключил договор с американской Squire Patton Boggs «для лоббирования интересов в области банковского законодательства и норм регулирования, в том числе касающихся санкций».
На прошлой неделе намерение оспорить экономические ограничения объявила и госкомпания «Роснефть».
В пятницу на сайте государственных закупок было зарегистрировано извещение «об оказании юридических услуг в интересах ОАО «НК «Роснефть» в связи с оспариванием экономических санкций и защитой интересов общества и его дочерних предприятий, а также любых других юридических вопросов для ОАО «НК «Роснефть».
Стоимость сделки с юридической компанией, которую в течение ближайших недель выберет специальная комиссия заказчика, составит не более 17,7 млн фунтов стерлингов, а прогнозируемый объем закупаемых услуг — 37 тысяч часов (из расчета оплаты — 478 фунтов в час).
Защиту от санкций «Роснефть» будет искать в Великобритании: согласно документам закупки, будущий партнер нефтяного гиганта обязан предоставить «Роснефти» свидетельство, выданное компетентными органами Великобритании, подтверждающее, что он является налоговым резидентом Великобритании. Кроме того, в соответствии с опубликованным проектом соглашения договор составлен по английскому образцу и в случае нарушения его условий будет регулироваться и толковаться законодательством Англии и Уэльса.
Что касается круга обязанностей новоявленных защитников «Роснефти», то он четко не определен — британская компания будет передавать устные или письменные консультации, а также представлять интересы своего заказчика в международных судах не только по спорам, связанным с санкциями.
Договор будет составлен сроком на пять лет — до 31 июля 2019 года. «Сроки обусловлены длительностью досудебной процедуры, а также рассмотрения дела по существу в западных судах», — поясняет адвокат Вадим Клювгант.
В отличие от Газпромбанка и «НОВАТЭК», которые покупают услуги профессиональных американских лоббистов, «Роснефть» обращается к специалистам в области права.
Однако вопрос отмены ограничений в отношении российского бизнеса с государственным участием, безусловно, лежит не в юридической, а в политической плоскости, отмечает адвокат: «В противном случае специалистов в области международного права можно было бы найти и за меньшие деньги».
Стоит отметить, что на прошлой неделе американский инвестиционный банк Morgan Stanley заявил о возможном срыве сделки с «Роснефтью» по продаже своего нефтетрейдингового подразделения. Исполнительный директор Morgan Stanley Джеймс Горман на конференции Института международных финансов в Вашингтоне заявил, что «финальное решение останется за правительством США»: «Это дело правительства. В правительство подана заявка, и ее рассматривают. Этим занимается «Роснефть».
Напомним, что 23 декабря 2013 года «Роснефть» и Morgan Stanley заключили договор о намерениях, в соответствии с которым российская компания обязалась выкупить этой осенью международный нефтетрейдинговый бизнес банка. В начале лета сделка была одобрена Федеральной торговой комиссией США, после чего передана на рассмотрение в комитет по иностранным инвестициям, однако затем сам факт завершения сделки был поставлен под сомнение. Как полагают эксперты, это может быть связано с санкциями в отношении как самой нефтяной компании, так и ее президента Игоря Сечина.
«Роснефть» ищет помощь в Великобритании
Государственная нефтяная компания «Роснефть» оспорит санкции США и Евросоюза за 17,7 млн фунтов усилиями британских адвокатов.