По объёмам добычи и переработки нефти Россия уверенно входит в пятёрку мировых лидеров. Иначе не могло и быть – запасами «чёрного золота» нас бог не обидел. Зато по ценам на бензин богатая недрами Россия не то чтобы не впереди планеты всей, но уступает даже тем странам, где нефти нет и в помине. Говорят, что Игорь Сечин любит говорить о российских нефтяных запасах, каждый раз восхищаясь: мол, какая ресурсная база, какие возможности! О том, что получат от неё рядовые граждане страны, речь не идёт. Странно, не находите?
Потому что, по идее, всё должно быть наоборот. Вот в Венесуэле, у которой нет ничего, кроме джунглей и желания показать фигу Америке, а экономика завязана на нефти ещё в большей степени, чем в России, бензин при этом стоит всего 5 центов за литр – по нашему где-то 1 рубль 75 копеек. В разорванной гражданской войной Ливии – 14 центов. Саудовские шейхи отпускают топливо своим подданным по 16 центов, резонно полагая, несмотря на всё своё восточное самодержавие: запасы недр принадлежат народу, поэтому и получать выгоду от их добычи должен весь народ. Такая установка априори действует во всех ведущих нефтедобывающих государствах. К сожалению, за исключением России. Нет, лозунг о «национальном достоянии» у нас звучит, однако все бонусы достаются лишь тем, кто находится у трубы. Особенно хорошо это видно на примере лидера отечественной нефтедобычи – государственной компании «Роснефть».
Миллиард жжёт карман
Миллиард долларов – это много или мало? Для Роснефти, чистая прибыль которой по итогам 2013 года составила 551 млрд рублей, вроде бы не так много. Хотя в переводе на американскую валюту впечатление складывается уже иное – «зелёный» миллиард составляет примерно 15-ю часть от общей суммы полученной прибыли. Для компании, в которой работает свыше полутораста тысяч человек и реализующей капиталоёмкие транснациональные проекты, миллиард лишним быть точно не может. Однако в Роснефти нашли, как им распорядиться. На прошлой неделе «Ведомости» сообщили: компания намерена построить себе новую штаб-квартиру. Московские власти уже выделили Роснефти под неё земельный участок площадью 5 гектаров. Новый офис Игоря Сечина расположится на Кутузовском проспекте напротив комплекса «Москва-сити».
Эта новость сразу же вызвала негативную реакцию среди москвичей. Трафик на Кутузовском и так оставляет желать лучшего, появление же ещё одного офисного комплекса убьёт его окончательно. Недаром два года назад столичная градостроительно-земельная комиссия отозвала существовавший проект застройки этой территории, мотивировав своё решение как раз возможными транспортными затруднениями. К тому же вряд ли стоит ожидать, что одна из крупнейших в мире нефтедобывающих компаний будет вести строительство по принципу «скромно и со вкусом» – опыт с башней «Газпрома» показал, насколько для генералов отечественного бизнеса важна гигантомания.
Но всё же необходимо признать – архитектурно-транспортные опасения должны стоять здесь далеко не на первом месте. Недаром в самом начале шла речь о миллиарде долларов. Именно столько, как сообщается, планирует потратить Роснефть на строительство своей новой штаб-квартиры.
Но, может быть, компания обделена площадями? Вряд ли это так. Сейчас Роснефть занимает огромный особняк на Софийской набережной прямо напротив Кремля. Также, по данным «Ведомостей», её офисы расположены на Малой Калужской, на территории завода «Красный пролетарий», на Дубининской, неподалёку от Павелецкого вокзала, и на Беговой в бизнес-центре «Нордстар Тауэр». Так что решение о необходимости переезда явно стоит под вопросом, чтобы тратить на него 15-ю часть своего годового дохода.
При этом в офисах Роснефти есть помещения, в которых глава корпорации может легко разместиться, не говоря о прекрасном кабинете в здании на Софийской небрежной. Управленцы советской эпохи, которые разведывали текущие запасы и строили НПЗ по всей России, на подобных площадях могли бы жить всей семьёй. Но нынешняя мода диктует выделение руководителям госкорпораций целых этажей в офисных центрах. На общем фоне это мелочь, но что-то подсказывает, что новое помещение будет не вместо старых обжитых кабинетов и приёмных.
При том, что на другие, гораздо более важные цели Роснефть планирует гораздо меньшие расходы. Так, на проведение геологоразведочных работ на шельфе РФ, которые должны обеспечить добычу топлива в будущем, совет директоров компании намерен выделить только 3 млрд рублей. На этом фоне вновь актуальным становится вопрос, который не так давно уже поднимала «Наша Версия»: не является ли то, что крупнейшая отечественная государственная корпорация ставит в приоритет решение квартирного вопроса, следствием присутствия в её управляющем органе целой группы иностранцев? Или так проще тратить деньги, добытые из российских недр?
Светлое будущее Роснефти вызывает сомнения
При этом, несмотря на все заверения Игоря Сечина о том, что дела Роснефти идут просто блестяще, последнее время в среде экспертов по этому поводу звучат большие сомнения.
«Инвесторы перестали доверять прогнозам Сечина по Роснефти» – такими заголовками отозвались в начале февраля новостные порталы на слова главы компании об ожидающемся росте доходности акций компании до 8,5% годовых. Такой доход, как обещал Игорь Сечин, получат во время августовской выплаты дивидендов те акционеры, которые приобрели бумаги нефтяного гиганта 6 февраля. Аналитики уже тогда выразили сомнения: по их расчётам выходило, что больше 5% держатели акций вряд ли получат.
Впрочем, своё умение оперировать цифрами Игорь Сечин уже демонстрировал. Так, в начале февраля на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым он порадовал его вестью о повышении капитализации компании по итогам 2013 года на 18%, пообещав, что расти она будет и дальше. Однако, как выяснили в «РБК daily», Роснефть за год не то что не подорожала, а, наоборот, потеряла в цене. Так, на Московской бирже стоимость Роснефти упала на 8%, а на Лондонской – на все 25%. Да и надежды на повышение капитализации компании в нынешнем году тоже мало. По данным издания, экономическая ситуация в России для этого слишком тяжёлая, драйверы для роста стоимости бумаг отсутствуют, а инвесторы предпочитают сегодня вкладываться в развитые экономики.
Претензии вызывает и личный стиль Игоря Сечина в руководстве Роснефтью. Как писал «Форбс», из-за того, что он замкнул решение всех вопросов на себя, в компании остановилось много процессов. К примеру, в 2013-м объём капитальных вложений планировался на уровне 21,5 млрд долларов, однако за девять месяцев года было проинвестировано только 12 млрд долларов. «В среднесрочной перспективе это плохой знак, – рассуждает собеседник издания. – Если Роснефть не сможет реформировать систему управления в течение ближайшего года, её акции придётся продавать». Есть и ещё одно обстоятельство, не красящее корпорацию. Притоку инвестиций способствует прозрачность компаний, а Роснефти в этом отношении ещё нужно долго совершенствоваться. Не забылась история, как миноритариям компании приходилось буквально умолять Игоря Сечина о повышении дивидендов, для чего в ситуацию в итоге пришлось вмешаться Владимиру Путину. Слабость работы Сечина с миноритарными инвесторами совсем недавно признали даже арбитры РСПП, рекомендовав обсуждать с акционерами текущие вопросы, в том числе и о размерах бонусов топ-менеджерам компании.
Кстати, с бонусами у самого Игоря Сечина всё в порядке. Тот же «Форбс» поставил его на первую строчку в рейтинге самых высокооплачиваемых руководителей российских компаний. Годовой заработок главы Роснефти составляет 50 млн долларов. А общая сумма вознаграждения руководящему персоналу компании в 2012 году составила астрономические 9,1 млрд рублей. Даже финансовый мастодонт «Газпром» потратил на аналогичные цели всего лишь 2,1 миллиарда. Так что на этом фоне пустить миллиард долларов на строительство нового офиса для руководства Роснефти – решение пустяковое. Пока буровые установки качают в трубу нефть, деньги будут по-прежнему течь рекой.
Роснефть за границу
Почему в России ещё долго не будет дешёвого бензина.