Социальный фонд России не смог найти фотографии счастливых российских пенсионеров для своего сайта. Весь этот год на главной странице портала нового государственного фонда посетителей встречают улыбающиеся пенсионеры и семьи с Украины, из Молдавии и недружественных стран Запада. Высока вероятность того, что СФР заплатил за изображения.
Как вредная привычка становится токсичной
Скоро исполнится год новому социальному суперфонду, созданному на базе Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, – Социальному фонду России. Организация распределяет около 15 трлн рублей пенсий и пособий в год и имеет собственный бюджет свыше 100 млрд рублей в год. Новый фонд по большому счёту поглотил ФСС: СФР получил от пенсионного фонда основной финансовый идентификатор (ИНН), номера телефонов и центральный офис.
Пенсионный фонд России давно использует изображения пенсионеров, взятые из западных баз тематических постановочных фотографий – фотостоков, таких как Shutterstock, Depositphotos и другие. Теперь аналогичным образом поступает СФР.
На главной странице сайта Социального фонда России размещена галерея фотографий. Посетителя встречает счастливая многодетная семья.
Эта семья живёт в Молдавии. Специализированные телеграм-боты через поиск по лицам выдают ссылки на профили людей из Кишинёва в соцсети «ВКонтакте». Эти профили удалены, но по имени Katea Antoneva и поиску через «Яндекс.Картинки» можно обнаружить, что речь действительно идёт о семье Кати Антоневой. В её аккаунте в соцсети Facebook (владеющая ей корпорация Meta признана экстремистской в РФ) приведено больше фотографий её семьи, а делает и продаёт снимки на Shutterstock фотограф Наталья Бостан. Мужчина на фото – Андрей Цуркан, он тоже фотограф.
Вторая молодая семья из галереи на сайте социального фонда, скорее всего, россияне. Их снимал фотограф Александр Давыдов, работающий под псевдонимом fizkes.
А вот большинство пенсионеров на фотографиях – не из России.
Снимки этой влюблённой пожилой пары пользуются спросом у и представителей малого и среднего бизнеса из других стран – они есть на сайтах страховой компании из Айдахо (США) и австралийской юридической фирмы.
Они украинцы. На крупнейших фотостоках вроде Shutterstock изображения этих пенсионеров-моделей выложены именно украинскими фотографами и агентствами – Алёной Якобчук, Дмитрием Зинкевичем, Артёмом Перетятько, Романом Самборским, студией LightField.
В соцсетях студия LightField Евгении Аннюк из Кривого Рога использует характерный хештег #standwithukraine. Можно предположить, что налоги и прямые перечисления компании направляются на помощь Вооружённым силам Украины.
Изображения другого пожилого мужчины с сайта СФР часто покупают на фотостоках для интернет-рекламы услуг стоматологов, офтальмологов, лекарств от запора и прочих недугов.
Скорее всего, он француз – постановочные фото с ним продаёт французский фотограф Фабрис Мишодо через своё агентство Goodluz.
Ещё одна украинская модель на сайте госфонда – представительный мужчина 40–50 лет с сединой.
Его фотографии продают уже упомянутый Дмитрий Зинкевич, украинские агентства Inside Creative House и My Agency. Последнее проводило съёмку с участием этой модели на Контрактовой площади в Киеве. Изображение с тем же мужчиной фигурирует на сайте украинской некоммерческой организации, которую финансируют западные фонды.
Мама с ребёнком на третьей фотографии в галерее на сайте СФР тоже, очевидно, с Украины.
Фотограф Елена Сушицкая, которая продаёт этот снимок на фотостоках, родом из Кременчуга (Полтавская область).
Распознавать людей на фотографиях помогал частный детектив, специалист по OSINT (сетевая разведка по открытым источникам) Егор Гросман.
Импортозамещение провалено
При всём при этом в России есть собственные модельные агентства, которые специализируются на пожилых моделях. В этой сфере даже есть знаменитости – например, Валентина Ясень из Петербурга. Да и бывшая супруга мэра Москвы Сергея Собянина Ирина – тоже модель-пенсионер.
На продаже фотографий на фотостоках зарабатывают в основном фотографы и агентства (их доход может составлять несколько тысяч долларов в месяц), а модели, как правило, получают гораздо меньше. Обычно фотографы договариваются с моделями о разовом гонораре за съёмку, но в некоторых случаях они делят доход от продажи снимков на фотостоках, и тогда модели достаётся 10–25 процентов выручки.
В зачёт Социальному фонду России идёт то, что военный на главной странице его сайта – всё-таки российский военнослужащий. Да и общий результат выглядит не столь драматично: семеро россиян, шестеро молдаван, пятеро украинцев и один француз. «Октагон» направил в СФР официальный запрос, но на момент публикации материала ответа на получил.
Российский соцфонд проиллюстрировал свою работу счастливыми украинскими пенсионерами
Купленные фондом на фотостоках снимки показывают вовсе не россиян.