"Русал" столкнулся с противоречивой ситуацией: кредитные ковенанты позволяют ему сейчас выплачивать дивиденды, но для этого нужно одобрение кредиторов. Компания снова вынуждена отдавать банкам все свободные средства свыше $300 млн на балансе. По данным источников "Ъ", банкиры пока не одобрили выплаты. Аналитики считают, что, пока рынок алюминия не восстановился, дивиденды "Русала" целесообразны "как разовая акция, а не постоянная практика".
Совет директоров "Русала" вчера должен был рассмотреть вопрос о выплате промежуточных дивидендов за первое полугодие 2016 года, которое компания закончила с чистым долгом в $8,3 млрд. При этом у "Русала" на конец периода было $712 млн свободных средств. Но из-за снижения операционных доходов и даже с учетом дивидендов от 27,8% акций "Норникеля" долговая нагрузка компании выросла до 3,3 (отношение чистого долга к ковенантному EBITDA за последние 12 месяцев). На конец первого квартала показатель составлял 2,9. По кредитным ковенантам, "Русал" может выплачивать дивиденды, пока этот показатель не выше 3,5. Но превышение уровня долга в 3 ковенантных EBITDA по итогам второго квартала привело к включению механизма cash-sweep, по которому компания обязана отдавать кредиторам все "избыточные" свободные средства — если наличность на балансе больше $300 млн и если она получит деньги от продажи активов или SPO. Поэтому, говорят источники "Ъ", сейчас "Русал" обязан договариваться с кредиторами о возможности выплат.
Олег Мухамедшин, директор по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам «Русала», на саммите Reuters 16 сентября: "Если решение (о промежуточных дивидендах.— ”Ъ“) будет принято акционерами, компания имеет финансовую возможность для этого".
Какое решение по дивидендам принял совет, представители "Русала" и его акционеров (En+ Олега Дерипаски с 48,13% акций, Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника с 15,8% и ОНЭКСИМ Михаила Прохорова с 17%) вчера не раскрыли. Большинство источников "Ъ" говорят, что компания запросила одобрение кредиторов на предмет выплат, но пока единого мнения банкиры не сформировали. "Изначально банки были против, потом, после ряда дискуссий, все разошлись по кредитным комитетам",— сказал источник "Ъ", близкий к одному из кредиторов. Впрочем, один из собеседников "Ъ" слышал о принятии положительного решения. В 2015 году, когда "Русал" впервые с 2008 года выплатил промежуточные дивиденды в $250 млн, совет директоров несколько раз переносил решение по вопросу, не исключено, что это повторится, считают источники "Ъ".
О каком размере дивидендов идет речь, собеседники "Ъ" не говорят. С августа 2015 года дивидендная политика "Русала" предполагает выплаты 15% ковенантной EBITDA, но компания не публикует этот показатель и не дает методики его расчета. Исходя из долговой нагрузки, на конец полугодия ковенантная EBITDA "Русала" за последние 12 месяцев составляла $2,5 млрд, но точно определить показатель за январь--июнь трудно из-за нехватки данных, говорит Ирина Ализаровская из "Райффайзенбанка" (в первом полугодии "Русал" получил в качестве дивидендов от "Норникеля" $171 млн и сам заработал $656 млн по скорректированной EBITDA). В июле "Русал" договорился о продаже японской Jisco боксито-глиноземного комплекса Alpart на Ямайке за $299 млн, эти будущие поступления могут учитываться кредиторами при принятии решения о дивидендах, но включение cash-sweep играет против компании, отмечает госпожа Ализаровская. Сергей Донской из Societe Generale указывает, что "Русал" продолжает работать над профилем долга, а рынок алюминия, хотя и чувствует себя немного лучше, все же еще не укрепился. Компания пока может позволить себе дивиденды как разовую акцию, а не как постоянную практику, считает аналитик.
‟Русал‟ озадачил кредиторов
Компания просит одобрить выплату дивидендов.