Международный коммерческий арбитраж в Швейцарии признал правоту "Русала" Олега Дерипаски в многолетнем споре с Таджикской алюминиевой компанией, принадлежащей властям страны. Арбитраж присудил "Русалу" $274,3 млн, что составляет 10,4% годового бюджета Таджикистана. Эксперты и юристы говорят, что взыскать столь значительную сумму российской компании будет сложно.
Бывший партнер "Русала" Таджикская алюминиевая компания (ГУП "Талко", ранее ТадАЗ) обязана выплатить компании Олега Дерипаски $274,3 млн, сообщила вчера пресс-служба "Русала". Иск дочерней структуры "Русала" — Hamer Investing Ltd к "Талко" Международный коммерческий арбитраж в Швейцарии удовлетворил 9 октября, а 14 октября решение было доведено до участников процесса.
Hamer Investing утверждала, что в 2003 году "Талко" нарушило два бартерных соглашения, по которым структура "Русала" поставила на завод глинозем и другое сырье, но недополучила $112,7 млн и $147 млн. Еще в $14,6 млн оценены судебные издержки. Также суд отклонил встречный иск "Талко" к Hamer Investing на сумму $400 млн — по мнению завода, контракты заключались по коррупционной схеме. В "Русале" заявили, что решение окончательное и подлежит немедленному исполнению, в таджикской компании отказались от комментариев.
Руководитель практики международных судебных споров и арбитража адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Евгений Ращевский утверждает, что решение арбитража все же можно оспорить — в Верховном суде Швейцарии. Кроме того, по словам юриста, чтобы получить деньги, "Русалу" нужно утвердить решение арбитража в суде Таджикистана. Дмитрий Лобачев из коллегии адвокатов "Хренов и партнеры" полагает, что процедура признания таджикским судом может занять около шести месяцев, если не возникнет каких-либо дополнительных сложностей. Если "Талко" все же откажется платить, у "Русала" есть возможность инициировать банкротство предприятия, добавляет господин Ращевский.
Таджикский алюминиевый завод — единственное в стране предприятие по производству первичного алюминия. В 2012 году завод произвел 272,5 тыс. тонн металла. Правительство Таджикистана планировало в 2007 году приватизировать предприятие, но впоследствии оно было исключено из реестра выставленных на продажу активов.
По планам "Русала" ТадАЗ должен был стать частью холдинга, в который также вошли бы Николаевский глиноземный завод (Украина) и гвинейская бокситовая компания Societe Bauxite du Kindia. В 2003 году "Русал" и завод создали совместное предприятие и подписали бартерное соглашение, по которому компания господина Дерипаски обязалась поставлять на предприятие бокситы с Украины, а взамен получать готовый первичный алюминий для дальнейшей реализации. В 2003 году "Русал" пытался получить контрольный пакет акций таджикского завода в обмен на погашение долга Таджикистана перед Россией (на тот момент, по разным оценкам, от $290 млн до $330 млн), но это не устроило власти страны.
В декабре 2004 года "Талко" прекратило поставки металла "Русалу", а в 2005 году компании начали судебные споры, обвиняя друг друга в нарушении договоренностей. При этом "Русалу" в мае 2013 года удалось добиться выплаты $70 млн от CDH Investment Corp.— одного из поставщиков глинозема для "Талко", нарушившего условия контракта.
Олег Петропавловский из БКС отмечает, что $274,3 млн — это 45% прогнозируемой EBITDA "Русала" за 2013 год. Выигранные деньги, по мнению эксперта, компания Олега Дерипаски, скорее всего, направит на погашение долгов. Но эксперт сомневается, что "Русал" получит такую большую сумму от таджикской госкомпании — она составляет 10,4% от бюджета страны за 2013 год и 4% от ВВП за 2012 год.
‟Русалу‟ присудили 10% таджикского бюджета
Структура Олега Дерипаски выиграла многолетний судебный спор с Таджикской алюминиевой компанией.