Вслед за Шиесом и Куштау на карту протестной активности добавилась Рязань, жители которой уже две недели жалуются на сильный запах сероводорода. Ситуацию подогревает тот факт, что источник выбросов официально до сих пор не определён. С подачи ряда чиновников люди винят в загрязнении воздуха местный нефтеперерабатывающий завод. И похоже, что у этой скоординированной кампании есть конкретные выгодоприобретатели.
Реакция рязанцев понятна: когда приходится жить среди «навозной» вони, становится не до подробностей. Тем более, что результаты проверок предприятий, которые могли стать источниками выбросов, будут известны не раньше первых чисел ноября. Проверки продолжаются, однако руководитель рязанского управления Роспотребнадзора Ирина Акимова поспешила объявить, что таким источником является нефтеперерабатывающая компания. Удивительная расторопность для традиционно неповоротливых санитарных служб в регионах, не правда ли?
Новая точка протеста
При всём при этом, если верить официальному сообщению «Рязанской нефтеперерабатывающей компании» (АО «РНПК», входит в структуру «Роснефти»), на заводе идёт плановый капитальный ремонт технологических установок, и по этой причине загрузка мощностей НПЗ была значительно снижена. Всё это время завод работал в лучшем случае вполсилы. Откуда тогда выброс сероводорода?
Нефтяники, похоже, и сами пытаются в этом разобраться. Представители «РНПК» заявляют, что с начала октября на рязанском НПЗ было проведено более 3000 анализов по основным показателям состояния атмосферного воздуха. Превышения ПДК (предельно допустимая концентрация) в санитарно-защитной зоне предприятия не зафиксировано, хотя неприятный запах там тоже чувствуется.
К слову, забор проб на предприятии осуществляет не только штатная эколаборатория, к мониторингу привлечена лаборатория Росгидромета по Рязанской области. Госпожа Акимова как будто обвинила метеорологов в должностном преступлении. Но вряд ли именно это было её целью, слова чиновницы как хлыстом подстегнули горожан выходить на улицу с плакатами.
«Золотой» актив
Справедливости ради надо сказать, что повышенное внимание к АО «РНПК» в связи с вонью в городе общем-то, тоже выглядит закономерным. На балансе компании находятся единственные в Рязани очистные сооружения. Каждые сутки они пропускают через себя 340 тыс. кубометров воды, при том что на стоки самого НПЗ приходится 15-20% этого объёма.
Очистные – критически важный объект городского хозяйства, которое не далее как месяц назад оказалось в центре грандиозного скандала. Мэрия Рязани отказалась передать МУП «Водоканал» в концессию группе компаний «Росводоканал» и, по всей видимости, теперь находится под давлением областного начальства. Некоторые источники предполагают, что интерес к концессии могут проявлять вице-губернаторы Евгений Беленецкий и Игорь Греков, а «цена вопроса» составляет 300-400 млн рублей.
Для справки: ГК «Росводоканал» подконтрольна членам списка «Форбс», акционерам «Альфа Групп» Миахилу Фридману и Герману Хану. До декабря прошлого года структура, подминающая под себя водоснабжение крупнейших городов России принадлежала люксембургскому офшору «Вентрелт Холдингс С.А.Р.Л. с теми же бенефициарами. Опытные игроки с колоссальным ресурсом.
Не это ли ресурс стал причиной стремительного вхождения рязанской вони в федеральную новостную повестку и громких заявлений главы местного управления Роспотребнадзора?
Руководство «Росводоканала» с позицией мэрии не смирилось и стало предъявлять претензии. По всей видимости, контора Фридмана и Хана не только не оставила попыток влезть в водопроводную систему Рязани. Зачем давить на тех кто тратиться на канализацию? Мнение расходятся. Одни говорят, что прибрать к рукам городскую канализацию может быть интересно тем кто владеет подачей воды – чтобы некуда было от них деваться. Другие эксперты утверждают, что затраты на очистку значимо превышают расходы на подачу воды. Купить водоканал без очистных сооружений - значит сэкономить ежегодно большие средства. Сейчас же идёт «раскачка» этого вопроса.
Есть и ещё один важный момент: в 2013 – 2019 годах АО «РНПК» вложила в модернизацию очистных порядка 400 млн рублей, ежегодно обслуживание вылетает чуть ли не в 800 млн рублей! Завод даёт работу горожанам, обслуживает очистные сооружения, а в отместку его придумали использовать как рычаг для раскачки ситуации?!
Откуда вонь?
Источник выброса сероводорода в Рязани предстоит установить природоохранным органам, к делу подключилась прокуратура. Среди местных жителей можно услышать мнение, что неприятный запах в городе может быть связан с мусорным полигоном, который контролирует бывший мэр Олег Шишов. Люди говорят, что за последние несколько лет, не без участия мусоровозов с московскими номерами, свалка выросла в несколько раз, ей даже придумали прозвище – «Рязанский Эверест».
Есть и ещё один завод в Рязани, который вряд ли может похвастаться благоуханием - это клжевенное производство «Русская Кожа».
Но, повторим, что это лишь одна из версий ЧП, которое, по-видимому, могло быть использовано крупной финансово-промышленной группой в борьбе за рязанский «Водоканал». Забавно, но вице-губернатор Беленецкий, активно участвующий в этом скандале, в своё время работал на Рязанском нефтезаводе в должности заместителя директора по материально-техническому обеспечению. Он был уволен после того, как руководство «Роснефти» заподозрило его в причинении предприятию ущерба в размере 8 млн рублей. Вполне вероятно, что теперь он пытается повесить все экологические проблемы региона на бывшего работодателя.
Рязанские силовики принюхались к Хану и Фридману
Как связаны невыносимая вонь в Рязани, офшор в Люксембурге, Михаил Фридман и Герман Хан.