Конфликт вокруг крупнейшей российской рыбодобывающей компании «Норебо» Виталия Орлова вышел на новый уровень. Александр Тугушев, пытающийся доказать право на треть группы в Высоком суде Лондона, инициировал в России уголовное дело о краже акций.
Сотрудники Главного следственного управления (ГСУ) Следственного комитета (СК) по Москве и отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по Юго-Западному административному округу (ЮЗАО) столицы в течение недели ведут следственные действия в группе компаний (ГК) «Норебо» Виталия Орлова в Мурманске, сообщила в пятницу группа. Изъяты серверы и компьютеры, что ставит под угрозу выплату заработной платы сотрудникам. Кроме того, идут «повальные допросы» работников и обыскиваются их дома, подчеркивается в сообщении.
Основанием послужило заявление экс-партнера господина Орлова Александра Тугушева, в результате чего было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». В постановлении о возбуждении дела (копия есть у “Ъ”) говорится, что неустановленные лица организовали составление договоров купли-продажи, куда были внесены заведомо недостоверные сведения об отчуждении у господина Тугушева 34,828 тыс. акций ЗАО «Альмор Атлантика». Из них 20,318 тыс. акций отчуждено в пользу ЗАО «Норебо Инвест», остальные — в пользу самой «Альмор Атлантики». При этом, отмечается в постановлении, господин Тугушев не был осведомлен о сделках и договоры не заключал, в результате чего понес ущерб в размере 1,46 млрд руб. Как следует из ЕГРЮЛ, «Альмор Атлантика» ранее владела долями в различных структурах, связанных с «Норебо». В УВД по ЮЗАО на запрос “Ъ” не ответили, связаться с представителем ГСУ СК по Москве не удалось.
«Норебо» — крупнейший рыбопромышленный холдинг в стране, владеющий квотами на вылов 437 тыс. тонн минтая, трески и пр. В 2016 году Forbes оценивал выручку группы в $756 млн. Виталий Орлов с состоянием в $900 млн занимает 124-ю строчку в рейтинге богатейших россиян по версии издания.
Александр Тугушев был партнером Виталия Орлова, но в 2003 году, перейдя на работу в Госкомрыболовство, вышел из бизнеса, говорил “Ъ” еще в 2016 году господин Орлов. Масштабность деятельности правоохранительных органов вызывает недоумение, особенно с учетом того, что Александр Тугушев продал свои акции, уходя на госслужбу, говорят в «Норебо». Как следует из ответа Службы судебных приставов на адвокатский запрос (копия есть у “Ъ”), в 2007 году в отношении Александра Тугушева было открыто исполнительное производство, в ходе которого он давал письменные объяснения об отсутствии у него какого-либо имущества, включая акции или доли в компаниях. Также он сообщил, что акции им были проданы в 2003 году, говорится в документе. Александр Тугушев передал “Ъ” через представителей, что акции были отобраны нелегально.
Ранее Александр Тугушев подал иск против Виталия Орлова в Высокий суд Лондона, заявляя о праве владения третью группы «Норебо» и требуя возместить причиненные ему убытки. По словам замдиректора УК «Норебо» Сергея Сенникова, в ходе судебных разбирательств в Лондоне планируется использовать и ответ Службы судебных приставов. Партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич считает, что этот ответ может быть убедительным документом для Высокого суда Лондона, если будет доказана подлинность объяснений господина Тугушева. В Peters & Peters (представляет интересы Александра Тугушева) следственные действия в «Норебо» не прокомментировали. Следующее слушание в рамках спора пройдет в ноябре.
Сергей Сенников говорит, что «Норебо» продолжает промысел, но действия сотрудников правоохранительных органов создают риски для экипажей. У компании должна быть круглосуточная связь с судами на случай каких-либо происшествий, в течение недели менеджеров выгоняли из офисов, отбирали телефоны и пр., объясняет он. Суда в Баренцевом море ведут промысел и за 2–3 тыс. миль от берега, а погодные условия в этот период могут быть крайне сложными, поэтому любые сбои связи могут создать угрозы для безопасности мореплавания, подтверждает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его словам, следственные действия также несут репутационные риски для «Норебо» и могут сказаться на отношениях с контрагентами и партнерами, в том числе иностранными компаниями.
В «Норебо» считают, что правоохранительные органы используются для проведения рейдерской атаки на бизнес. Бизнес-омбудсмен Борис Титов в пятницу заявил, что уже обратился по этому поводу в прокуратуру.
Рыболовецкий холдинг ‟Норебо‟ выпотрошат по заявлению Александра Тугушева
В компанию Виталия Орлова пришли с обысками следователи.