Отзывы банковских лицензий, уголовные дела и громкие судебные разбирательства – именно так в последние годы проходит так называемое оздоровление банковского рынка. Обывателям объясняют: дескать, банки санированы, финансовая система укреплена, аферисты наказаны. На поверку же оказывается, что вложенные в санацию миллиарды рублей если кому и пригодились, то лишь самим банкирам-мошенникам – выйти сухими из воды.
Парадоксально, но факт: ни одно, даже самое громкое дело против банкира-мошенника на сегодня не закончилось посадкой главного фигуранта на долгий срок и конфискацией у него награбленного имущества. Более того, подавляющее большинство проштрафившихся банкиров сегодня припеваючи живут за границей и даже открывают новые бизнес-проекты. Те же, кто не успел скрыться за рубежом, в худшем случае отделываются условным сроком либо незначительным наказанием в два-три года колонии и штрафом в несколько сотен тысяч рублей. В результате такое «оздоровление рынка» выглядит как издёвка. Особенно учитывая, что потери Центробанка от нескончаемой санации проблемных банков составляют от 750 млрд до 1,4 трлн рублей. В ЦБ с 2013 года не устают объяснять, что все эти миллиарды пошли на оздоровление финансовой системы. Однако по факту выясняется: каждый раз средства тратились на то, чтобы разворованный банк продолжил функционировать, а его бывший владелец беспрепятственно со всеми деньгами скрылся где-то за рубежом.
Вечная санация
На фоне громких заявлений руководства ЦБ особенно комично выглядит история с санацией банка «Советский». Санированный трижды (!) банк за годы «финансового оздоровления» сумел увеличить дыру в капитале с 7,5 млрд рублей до 35 миллиардов. Особенно примечательно, что, несмотря на многочисленные денежные вливания, банк всё-таки лопнул.
Бывший председатель правления банка «Советский» Андрей Карпов выступил главным обвиняемым по уголовному делу о хищениях на сумму 1,8 млрд рублей. В суде было доказано, что Карпов и его подельники – топ-менеджеры банка – ещё с 2013 года организовали схему хищений, просуществовавшую до 2015 года. Когда похищать стало нечего, в «Советском» пришлось ввести временную администрацию. И как же Карпов ответил за всё это? В конце ноября суд приговорил его к трём годам колонии. Таким образом, с учётом времени, проведённого в СИЗО, и при условии хорошего поведения выйти на свободу банкир сможет уже где-то через год. Причём у Карпова ещё есть все основания жаловаться на суровость наказания. Так, его подельник, начальник кредитного департамента банка Андрей Кузнецов, получил условный (!) срок и штраф 500 тыс. рублей.
У омского «Эксперт Банка», имеющего 25-летнюю историю, отозвали лицензию в связи с подозрениями в отмывании денег, выводом средств за границу и финансированием терроризма.
Кстати, жалобами на «несправедливое преследование» сегодня забрасывает международные инстанции предприниматель Борис Минц, некогда владевший скандально известным банком «Открытие», спасение которого из финансовой ямы обошлось в миллиарды рублей. Сейчас Минц с семьёй проживает в Великобритании – в начале декабря в Высоком суде Лондона он заявил о том, что нынешнее руководство банка «Открытие» нанесло ему ущерб на 650–950 млн долларов. Однако у российского следствия другая версия: правоохранители полагают, что перед санацией «Открытия» тогдашний председатель правления банка Евгений Данкевич купил облигации у компаний Минца «01 Групп» и «01 Групп финанс» по завышенной цене, тем самым нанеся банку ущерб на 34 млрд рублей. Впрочем, как было дело на самом деле, теперь узнать, похоже, не удастся: Данкевич был объявлен в розыск ещё в феврале этого года. Так что шансы на то, что он или Минц предстанут перед судом, ничтожно малы. Впрочем, подобное для российских банкиров вполне может считаться нормой. Например, уже упомянутый Андрей Кузнецов из банка «Советский» умудрился получить два (!) условных срока за растраты в своём кредитном учреждении. Как говорится, украл один раз – не останавливайся на достигнутом.
Будете должны
Борис Минц вовсе не единственный беглый банкир, который ещё и умудряется предъявлять претензии. На днях бывший совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов подал жалобу на определение московского арбитража, постановившего пустить с молотка два его дома и два земельных участка, оценив их в 103,5 млн рублей. Напомним, что гн Беджамов знаменит тем, что ему удалось «пробуравить» рекордную дыру в капитале Внешпромбанка. На момент отзыва лицензии в 2016 году в капитале банка не хватало 187,4 млрд рублей. Даже ЦБ, обычно щедро раздающий деньги на санации, не рискнул влезать во Внешпромбанк, отчего кредитное учреждение прекратило своё существование. Сейчас за хищения в банке отдувается его бывший президент и сестра Беджамова Лариса Маркус. Это, пожалуй, единственная громкая посадка во всём российском банковском сообществе. Хотя, как говорится, чтоб нам всем так сидеть. Несколько недель назад конкурсный управляющий Ларисы Маркус, которая также находится под процедурой банкротства, поскрёб у неё по сусекам и обнаружил в Англии недвижимость на сумму 7,4 млн долларов. Сколько всего активов Беджамову и Маркус удалось спрятать от правоохранителей и конкурсных управляющих, остаётся только гадать.
Кстати, Великобритания остаётся излюбленным местом жительства у отечественных проворовавшихся финансистов. По некоторым данным, политическое убежище в Британии получил бывший президент Банка Москвы Андрей Бородин. Банк Москвы был фактически карманным кредитным учреждением бывшего столичного мэра Юрия Лужкова. После отставки градоначальника «посыпался» и банк. В итоге Бородина обвинили в хищении 14,5 млрд рублей. Однако рассчитывать на то, что он предстанет перед судом, не стоит. Ещё в мае 2016 года Интерпол исключил Бородина из базы розыска. Есть версия, что этому поспособствовало как раз получение им статуса политического беженца.
Миллионы на здоровье
Вольготно чувствуют себя за границей и бывшие бенефициары Пробизнесбанка, закончившего своё существование в 2015 году. Бывший вице-президент банка Ярослав Алексеев в конце октября выиграл в польском суде дело против собственной экстрадиции в Россию. Банкиру удалось убедить польских судей в том, что 10 лет тюрьмы на родине ему грозит вовсе не за вывод из банка 2,4 млрд рублей, но за поддержку опального оппозиционера Алексея Навального. Тем временем коллеги беглого банкира по группе «Лайф» (Пробизнесбанк являлся «материнским» банком группы) сегодня и вовсе собираются запускать новый бизнес в США. Так, например, бывший глава венчурного фонда Life.Sreda Владислав Солодкий объявил о запуске в Америке финтех-стартапа – банка Arival. Интересно заметить, что де-юре фонд Солодкого не был аффилирован с банками группы «Лайф». Однако перебираться за границу и перевозить свой бизнес из России бизнесмен начал аккурат за полгода до обвала «Лайфа». Какая фантастическая прозорливость! Пробизнесбанк оказался поистине неиссякаемым источником заработка, причём не только для своих владельцев.
Поживиться на банкротстве Пробизнесбанка удалось даже Агентству по страхованию вкладов. В рамках дела о банкротстве АСВ заключило договор с коллегией адвокатов «Кворум», предусматривавшим рекордные выплаты – 8,5 млрд рублей в месяц плюс 15% от средств, которые будут поступать в пользу банка. Вопиющая щедрость АСВ даже стала предметом судебного разбирательства: в середине октября Экономическая коллегия Верховного суда вернула на новое рассмотрение в первую инстанцию дело о так называемом гонораре успеха.
Конкретно
Ещё в 2018 году в Аналитическом центре при правительстве подсчитали, что бесконечное санирование банков обошлось российской экономике в 6 трлн рублей. А санирование таких крупных банковских групп, как, например, упомянутое «Открытие» или Бинбанк и Промсвязьбанк, стоило бюджету порядка 500 млрд рублей, подсчитали в рейтинговом агентстве Fitch. Аналитики агентства тогда предположили, что куда дешевле было бы просто отозвать лицензию у проблемных банков. Однако пример того же Пробизнесбанка невольно заставляет предположить, что сама по себе санация банков давно уже превратилась в бизнес. Так что от запущенного в 2013 году оздоровления финансовой системы, похоже, пока что оздоровились разве что проворовавшиеся банкиры да сами «врачеватели».
С подачи Набиуллиной санация банков стала бизнесом
Санация банков Набиуллиной – дыра в бюджете и бегство безнаказанных банкиров.