Официальные лица королевства говорят, что находящийся в больнице с диагнозом «пневмония» монарх даже идет на поправку. В своем послании (которое зачитал нынешний кронпринц Салман) король Абдалла говорит о том, что его королевство с уверенностью преодолеет испытания, возникшие из-за нестабильности на нефтяном рынке.
Между тем, здоровьем короля интересуются не только его подданные, но и весь мир. Некоторые эксперты уверяют, что смерть короля Абдаллы не только остановит падение цен на нефть, но и приведет к изменению тренда. «Согласно информации ряда западных СМИ в случае смерти короля, министр нефти королевства Али Наими может лишиться поддержки. А именно он считается вдохновителем стратегии «на понижение» цен на нефть, в т.ч. путем предоставлением скидок саудовскими производителями и отказом от снижения квот в рамках ОПЕК», - говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Другие же эксперты уверяют, что ситуация несколько сложнее. Нынешняя политика Саудовской Аравии по снижению цены на «черное золото» не завязана исключительно на правящем монархе - она, по всей видимости, является результатом коллективного решения правящей элиты. У саудовского демпинга есть как краткосрочные причины (сохранение за собой американского рынка, куда в ближайшее время Канада должна поставить большие объемы т.н. тяжелой нефти, а также желание обанкротить конкурентов, выдавить их с рынков и занять освободившиеся ниши), так и долгосрочные. В Эр-Рияде понимают, что высокие цены на нефть стимулировали страны заниматься альтернативными источниками энергии, а также вкладываться в разработку сланцевых месторождений. И сейчас, сбивая цены, они банкротят альтернативных конкурентов и подрывают целесообразность развития альтернативных источников энергии. «Компании, добывающие нетрадиционные углеводороды в Северной Америке уже работают на грани рентабельности при текущих ценах на мировом рынке. Ряд канадских добытчиков уже объявили о банкротстве, и если цены в 2015 году сохранятся на текущем уровне, то список банкротов пополнится множеством их коллег», - говорит Дмитрий Марунич.
Весь вопрос в том, до какого момента будет сохраняться консенсус в среде правящей элиты. Теоретически Саудовская Аравия, обладающая почти 13% мировых запасов нефти может снижать цены и дальше - себестоимость добычи нефти в ней является одной из самых низких в мире (до 10 долларов за баррель). Королевский министр по делам нефти Али Наими говорит, что даже при падении цены на нефть до 20 долларов за баррель Саудовская Аравия не станет снижать уровень добычи. Однако столь низкая цена на нефть будет иметь неприятные последствия уже для самой Саудовской Аравии. Во-первых, с точки зрения наполнения бюджета. Дефицит уже сейчас, при нынешних ценах на нефть составляет десятки миллиардов долларов. Понятно, что королевство может прикрыть его за счет золотовалютных запасов, превышающих 700 миллиардов долларов, однако вряд ли этот шаг встретит понимание со стороны принцев, которые рассматривают эти резервы как свою собственность. Во-вторых, могут возникнуть проблемы с союзниками и соседями. Действия Саудовской Аравии уже сейчас вызывают недовольство элит всех стран Залива кроме Бахрейна (оккупация саудовскими властями острова во время «жемчужной революции» заставляет бахрейнского монарха вести себя крайне аккуратно в отношении южного соседа). Эти страны не смогли противостоять Эр-Рияду на саммите ОПЕК в конце прошлого года, однако это не значит, что их руководители не найдут какой-то способ асимметрично ответить на недружественные действия династии Саудов. Например, блокированием саудовских политических инициатив по объединению стран Залива перед иранской угрозой. Некоторые страны - в частности Оман - не только не хотят вместе противостоять Ирану, но и наоборот выступают за более активное вовлечение Исламской республики в дела Залива. Глава Омана султан Кабус хочет уравновесить Ираном влияние Саудовской Аравии и добиться равновесия в регионе. Пикантность ситуации с Оманом добавляет отсутствие у престарелого и больного султана прямых наследников, так что султанат может стать в ближайшее время полем боя между Ираном и Саудовской Аравией, трофеем в котором будет выбор своей кандидатуры наследника. И многое будет зависеть от того, чью сторону займут местные элиты и соседник страны1.
Таким образом, не исключено, что в ближайшее время падение цен будет остановлено. В частности, крупнейшая нефтедобывающая компания королевства Aramco заявила о повышении с февраля цен на нефть для премильного азиатского рынка. Понятно, что резкой смены тренда и роста цен ждать не стоит - процесс будет происходить постепенно, потрясения на рынке никому не нужны. И смена короля тут не будет иметь особого значения.
Другое дело, что она может оказаться в перспективе серьезным дестабилизирующим фактором во внутренней политике, поскольку резко обострит вопрос смены системы престолонаследия. Дело в том, что, учитывая преклонный возраст саудовских монархов, им назначают не одного, а двух наследников. Поскольку кронпринц может умереть раньше короля (что дважды случалось во время правления нынешнего монарха) второй в очереди на престол из детей основателя королевства Абдель-Азиза ас-Сауда назначается на пост второго вице-премьера. Сейчас все вакантные должности замещены - наследником короля Абдаллы назначен кронпринц Салман, заместителем наследника - принц Мукрин. Однако на этих двух список политически активных сыновей короля Абдель-Азиза заканчивается (Мукрина вообще с трудом протолкнули в наследники - многим не понравилось, что его мать имела йеменское происхождение). И когда один из этой троицы умрет (напомним, что королю Абдалле 91, кронпринцу Салману - 79 лет, а принцу Мукрину - 69), королевская семья Саудовской Аравии должна будет заполнять вакансию. И для этого придется наконец-то принимать решение о новой системе престолонаследия. Учитывая количество принцев и объединяющих их группировок, королевство ожидает серьезнейшая подковерная борьба за власть, которая возможно будет сопровождаться отстрелом наиболее ярких кандидатов. И в этой ситуации сторонам будет не до выработки консенсуса по ценовой политике на «черное золото».
Саудовский консенсус
Распространившиеся в мировых СМИ слухи о смерти короля Саудовской Аравии Абдаллы оказались несколько преувеличенными.