Руководитель крупнейшего банка страны и горячий сторонник финансовых инноваций Герман Греф получил очередную публичную оплеуху. Выяснилось, что Сбербанк не приняли в международный консорциум, который развивает передовую кибертехнологию блокчейн. Использование этой новации кардинально изменит банковскую систему, и те, кто не уделят ей должного внимания, могут остаться за бортом мирового финансового корабля. По официально озвученной версии, Сберу отказали из-за санкций, но есть подозрение, что дело не только в них.
Связанные одним блокчейном
Блокчейн в дословном переводе с английского – это цепь блоков, куда записывается информация. По большому счету блокчейн представляет собой огромную базу данных. Но ее коренное отличие от аналогов - в полной прозрачности. Самый простой пример – это обычная офисная сеть, где есть общая папка. В нее может зайти любой сотрудник компании и увидеть все, что там лежит. Просто у каждого работника есть разные права. Допустим, в общей папке лежит групповая фотография коллектива. Кто-то может ее просто посмотреть. А кто-то имеет возможность сохранить на свой компьютер. При этом все знают, кто автор фотографии и кто положил ее в общую папку. И стереть эту информацию физически невозможно. Такая технология может очень сильно помочь человечеству в разных областях. И неудивительно, что к ней проявили интерес банки.
Перенесем наш пример в финансовую сферу. Один гражданин решил перевести другому гражданину определенную сумму денег из одного банка в другой. Сейчас для этого нужна масса согласований. Сначала первый гражданин ставит свою подпись, потом банк подтверждает операцию, связывается с банком, куда он переводит деньги, дает гарантию, что он их переведет. Наконец, операция проходит, второй гражданин приходит в банк, показывает документы, все проверяется, ставится подпись и, наконец, деньги в руках. Параллельно банки проверяют, а не имеет ли клиент целью профинансировать какую-нибудь криминальную или террористическую структуру. С помощью же технологии блокчейн все участники этой цепочки изначально будут видеть, кто, кому и для чего отправляет деньги, никаких дополнительных подтверждений не потребуется, все произойдет быстро.
Продолжая аналогию с общей папкой: операцию видят все, но доступ к деньгам, то есть особые права, получит только тот, кому предназначаются средства. Все транзакции будут записаны таким образом, что информация останется на века. Прозрачность позволит свести к минимуму проверку регулятора. Кроме того, эти данные одновременно хранятся у всех, кто задействован в процессе, нет никакого центра управления, что гарантирует защиту от взлома и дает супернадежность. Все это может серьезно снизить банковские издержки и сделать мир безопаснее. В такое будущее стремятся ведущие банки мира. Хочет туда попасть и Сбербанк, но, как выясняется, его не очень-то пускают. Фигурально, выражаясь, банк хотел попасть в цепь, но помешала другая цепь, крепко привязанная к родной конуре.
Слабое звено
Не так давно мировые лидеры банковского бизнеса создали консорциум R3 для того, чтобы совместно развивать технологию блокчейн. В организацию вошли такие монстры как «Голдман Сакс», «Джи Пи Морган», «Кредит Свисс», «Барклайз» и другие крупные банки. Как выяснили журналисты, внедриться в эту солидную компанию захотел и Сбербанк, но ему отказали. Поводом стали санкции, ведь из-за ограничений российские банки, в том числе и Сбер, отстранены от международного рынка капитала. Формально вполне весомая причина. И все-таки она не кажется достаточной для того, чтобы отлучить от кормушки крупнейший банк огромной страны. Тем более что санкции приходят и уходят, а прогресс неумолимо наступает.
Возможно, дело в другом. Технология блокчейн основана еще и на доверии друг к другу всех участников процесса. Партнеры договариваются, что будут честны и не станут проводить сомнительные транзакции, а дальше система обеспечивает прозрачность. Но стоит ли пускать в эту систему банк страны, где, как недавно написали газеты, создали поражающую своим размахом «прачечную», через которую из страны вывели 20 миллиардов долларов (больше триллиона рублей по нынешнему курсу)? Причем Центробанк, который должен пресекать эту деятельность, почему-то не сумел ее пресечь. Нелишне вспомнить, что глава российского регулятора Эльвира Набиуллина когда-то была подчиненной Германа Грефа в Минэкономике. А, кроме того, Сбербанк является локомотивом нашей банковской системы, которая сейчас «прославилась» на весь мир. Быть может дело вовсе не в санкциях? Впрочем, это относится к области догадок и предположений, правды банкиры все равно не скажут.
Зато мы вместе
Если Сбербанку действительно отказали во вступлении в передовой консорциум, то для Германа Грефа это, конечно, очень болезненный удар. Ведь именно он в нашей стране является чуть ли не самым главным идеологом внедрения новых технологий. Да и само слово «блокчейн» звучит из его уст регулярно. Он, вообще, часто произносит очень умные слова, которые не всем понятны, но означают разные цифровые новшества. В связи с этим недавно даже появился новый интернет-мем. Герман Греф, с умным видом вещающий про «блокчейн, биг дэйта, эджайл, машин-лернинг, дип машин-лернинг», а в противовес банкиру рядовая сотрудница Сбера, произносящая коронную фразу работниц госбанка: «Вот где карту открывали, туда и идите».
А кроме этого, вспоминается, как Греф предрек России судьбу дауншифтера. Он имел в виду, что страна, если не перейдет на инновационные рельсы, имеет все шансы остаться за бортом технологического прогресса и лишь печально за ним наблюдать. И когда банкир с умным видом все это произносил, то казалось, что за бортом останутся все 143 с половиной миллиона россиян, кроме одного: главы Сбербанка. Теперь же, после публикаций о не принятом в блокчейн-консорциум Сбере, от лица всех российских дауншифтеров хочется сказать: Герман Оскарович, спасибо, что вы с нами!
Сбербанк России не допустили к блокчейну
Банк Германа Грефа оставили за бортом международного банковского консорциума.