Дорогомиловский суд Москвы наконец поставил точку в деле о хищении более 108 млн рублей у Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева. Экс-директор Селиверстов, а также другие фигуранты дела - Ларин и Яковлев, получили реальные сроки.
Согласно информации пресс-службы Дорогомиловского суда Москвы, бывший руководитель центра имени Хруничева Александр Селиверстов и подчиненные ему заместители главы Ракетно-космического завода Виктор Ларин и Юрий Яковлев были признаны виновными по ч. 4 ст. 160 УК РФ в растрате в особо крупном размере.
В итоге Селиверстов получил наказание в виде пяти лет колонии общего режима. Таким образом, топ-менеджеру назначили чуть меньший срок, чем того просила прокуратура, которая требовала для него шестилетнего заключения. Ларину и Яковлеву назначено наказание в виде 4,5 лет колонии.
Давние дела
Несмотря на то, что суд состоялся только сейчас, уголовное дело, возбужденное в 2015 году, касается событий почти десятилетней давности. В частности, речь идет о заключенных в период с 2011 по 2013 год договорах на поставку металлопродукции для производства ракет-носителей «Протон-М» и «Ангара» в рамках гособоронзаказа и федеральной космической программы. Договоры были заключены с посредником - ООО «Компания «МеталлРесурс» по значительно более высоким ценам. Как выяснилось, наценка поставила порядка 102%.
По данным ФСБ и СКР, руководители центра якобы знали, что поставщик завышает цены, но закрывали на это глаза в обмен на откаты. Стоит отметить, что сначала речь шла об ущербе в 35 млн рублей. Но затем была проведена комиссионная экономическая судебная экспертиза, после которой стало понятно, что в действительности предприятию был нанесен гораздо более серьезный ущерб - более 108 миллионов рублей.
Расследование было довольно долгим, дело даже возвращали генпрокурору. И лишь в сентябре 2019 года начался судебный процесс, которому тоже не суждено было стать стремительным. На это раз в ситуацию вмешалась пандемия коронавируса, которая прервала рассмотрение на несколько месяцев.
Преступление без преступления
Стоит отметить, что сами подсудимые не признавали вины и утверждали, что вели обычную хозяйственную деятельность, которую следствие почему-то посчитало преступной.
Исходя из этого, защита подсудимых настаивала на оправдании всех троих, заявляя, что в деле полностью отсутствует состав преступления, да и самого преступления, по сути нет.
Как заявлял в интервью «Ъ» адвокат экс-гендиректора ГКНПЦ имени Хруничева Александр Орлов, следствие почему-то сочло, что обычная хозяйственная деятельность является преступной. По словам Орлова, подписание документов было названо преступлением, а участие в совещаниях было классифицировано как участие в преступной группе.
Стоит отметить, что еще один фигурант дела - коммерсант Руслан Уразгильдеев - возглавлявший компанию-посредника, до сих пор находится в розыске, поскольку сразу после обозначенных событий сбежал за границу. Сообщается, что уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство.
Хищения, растраты, долги
Центр Хруничева входит в госкорпорацию «Роскосмос» и является разработчиком и серийным изготовителем ракет-носителей «Протон» и «Ангара». Заводы предприятия работают в Москве и Омске.
Центр переживает кризис с начала 2000-х, причинами которого представители ракетно-космической отрасли называют разные обстоятельства.
Так, например, руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял о том, что кризис был связан с логистикой производства, которая стала причиной того, что предприятие не смогло наладить выпуск продукции с необходимой себестоимостью.
В то же время заместитель гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации по финансам Павел Попов высказывал уверенность в том, что центр пострадал из-за неправильной организации производства, которая привела к тому, что оборудование простаивало.
Большие хищения также стали одной из причин образовавшихся долгов. В частности, проверка Центра Хруничева, проведенная в 2015 году, помогла вскрыть махинации на сумму порядка девяти миллиардов рублей. Это стало поводом для возбуждения сразу нескольких уголовных дел о мошенничестве и злоупотреблении полномочиями.
Наконец, в качестве еще одного примера хищений можно привести расследование уголовного дела относительно экс-гендиректора Центра Хруничева Владимира Нестерова и его соучастников. Здесь речь шла о хищении 120 миллионов рублей, а также об ущербе в размере 5,3 миллиарда рублей, который возник из-за злоупотребления полномочиями. Рассмотрение этого дела завершилось совсем недавно - в конце прошлого года.
Еще один эпизод, связанный с хищениями на сумму более 285 млн рублей, связан с именем экс-заместителя генерального директора по экономике Центра Хруничева Александра Островерха, который получил пять лет условного срока.
Стоит отметить, что столь сложное с точки зрения финансов положение предприятия не побуждает «Роскосмос» к каким-то кардинальным изменениям. Наоборот, в 2019 году была одобрена очередная программа поддержки, целью которой является выведение Центра Хруничева из кризиса. Согласно принятой программе, уже в 2024 году предприятие должно стать прибыльным. Задача непростая, особенно если учесть, что за столь короткий период времени нужно дополнительно избавиться от долгов в размере 24 миллиардов рублей - именно такую сумму задолженности весной озвучивал заместитель главы «Роскосмоса» Максим Овчинников.
Селиверстов все-таки ободрал металл с ‟Протона‟ и ‟Ангары‟
Экс-руководитель центра имени Хруничева получил реальный срок за растрату.