Правительство республики Башкортостан решило приватизировать ГУП «Мудтехника». Это будет сделано уже в следующем году. Примечательно, что возглавляет фирму бывший вице-премьер Башкирии Фидус Ямалтдинов. Он – давно уже фигура, близко приближенная к главе республике Рустэму Хамитову.
Наблюдатели поговаривают, что после приватизации «Медтехника» будет контролироваться первой бизневумен региона Гульшат Хамитовой, по совместительству супругой главы республики. Таким образом, бизнес-клан Хамитовых приумножится еще одним сегментом…
Себе любимому?
Глава Республики Башкортостан - Рустэм Хамитов. Бывший высокопоставленный топ-менеджер «РусГидро»- той самой конторы, где в период его работы фактически вторым человеком после главы госкомпании Дода таким таинственным образом исчез миллиард рублей, что его не смог отыскать даже Президент В. Путин. Правда, гражданин Хамитов тогда отделался легким испугом и вскоре стал главой Башкортостана, а теперь в руководстве «РусГидро» благополучно трудится его сын Камиль.
Возглавив Республику Башкортостан, Хамитов тут же озаботился социальным обеспечением себя и своей семьи. 26 декабря 2014 года члены Курултая (парламента) оперативно приняли закон «О главе Республики Башкортостан», закрепляющий полномочия и гарантии первому лицу региона до и после его отставки, а также членам его семьи. Интересно, что в новом законе башкирские депутаты закрепили за его семьей не только право на бесплатную охрану имущества и жилья, но и на медицинское и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение и обеспечение связью. Супруга господина Хамитова также получила возможность за казенный счет сопровождать мужа на официальные церемониалы и рауты.
Главе республики на время работы и после отставки предоставляется денежное содержание, госдача, госквартира, санаторно-курортное лечение, охрана, а также право на бесплатный проезд по республике и оплата всех расходов, связанных с исполнением служебных обязанностей. После отставки он может претендовать на выплату единовременного денежного пособия в размере годовой зарплаты, а по достижении пенсионного возраста — 80 % зарплаты и штат оплачиваемых из бюджета помощников. Несложно подсчитать размер будущей пенсии Рустэма Закиевича с учетом того, что в 2015 году его заработок составил 7 миллионов 642 тысяч рублей.
Дорогая Гульшат
У фонда «Мархамат» были два основных спонсора, вливавшие в 2012–2014 годах в структуру многомиллионные суммы — это ООО «Урал Лото» и «Промтрансбанк». Вот выдержка из отчета Фонда за 2012 год, который организаторы предпочитали не афишировать: «Начиная со 2 квартала 2012 года, основная сумма финансирования расходов Центра детского развития производится за счет целевых отчислений от проведения лотереи «Лото 6 из 40 и Joker» в соответствии с договорами с ООО «Урал Лото».
Ненасытный фонд?
Согласно имеющимся документам, ежегодно через фонд «Мархамат» проходили миллионы, так называемых «игровых денег», полученных от самой тогда массовой и раскрученной через СМИ в Башкирии лотереи «Лото 6 из 40 и Joker». Чтобы были понятны объемы, скажу, что только за один год официальная (только официальная!) прибыль ООО «Урал Лото», проводящего эту самую лотерею, составила более 200 миллионов рублей.
Результат, видимо, устраивал всех. Миллионы игровых денег (в основном играли и проигрывали пожилые люди, неимущие семьи, подростки) уходили в фонд «Мархамат» супруги главы региона Гульшат Хамитовой. Сами организаторы огромной лотереи получали за свою «благотворительность» льготное налогообложение и само собой дружеское расположение главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова. А это, как вы понимаете, много значит. Особенно в регионах.
Вторым спонсором фонда Гульшат Хамитовой был, как уже говорилось, «Промтрансбанк». Тут история еще интересней.
В 2014 году МВД Республики Башкортостан возбудило уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц Минэкономразвития Республики Башкортостан в связи с причинением ущерба государству в размере 9,8 млн рублей. Как следует из материалов следствия, чиновники Министерства дали указание Фонду развития и поддержки малого предпринимательства РБ в августе 2013 года перечислить средства Фонда в размере 537,7 млн рублей на хранение в ООО «ПромТрансБанк». Ранее свои деньги Фонд размещал в ОАО «Акибанк» и ОАО «Башкомснаббанк», где проценты были значительно выше, чем у «ПромТрансБанка».
В результате нового указа за 5 месяцев 2013 года Республика Башкортостан недополучила денег по процентам в размере 9,8 млн рублей. Как выявило следствие, если бы средства оставались на прежних счетах, то размер процентов составил бы 16 млн рублей. Вместо этого от «ПромТрансБанка» Фонд получил проценты в размере около 6,2 млн рублей.
В рамках расследования уголовного дела прошли обыски в рабочем кабинете и в квартире у вице-премьера республики Евгения Маврина (министра), а также в квартире экс-министра экономического развития РБ Александра Марьина. Напомним, Марьин оставил пост министра в ноябре 2013 года, став… помощником главы Башкортостана (!!!) Рустэма Хамитова.
То есть, «Промтрансбанк», бывший спонсором фонда супруги главы региона, вдруг, в нарушение всех нормативных документов получает в управление счета государственной структуры на сумму, превышающую полмиллиарда рублей. Причем, этим самым переводом счетов государство теряет почти 10 миллионов рублей на одних только процентах. Однако, оказалось весьма выгодно вкладывать миллионы в благотворительность, если ею командует супруга главы Республики.
Да, и еще. Как стало известно, госпожу Хамитову даже должны были допросить по делу «Промтрансбанка» и поинтересоваться, каким образом связан перевод счетов госструктуры со спонсорством её благотворительного фонда. Но, увы, у следователей как-то не сложилось с допросом. Похоже, что МВД, возбудившее дело в 2014 году, находилось в Республике Башкортостан, а супруг Хамитовой как раз и возглавляет эту же самую Республику Башкортостан. Наверное, совпадение.
Сгусток «энергии»?
Как узнала The Moscow Post, у жены главы Башкирии нашлась фирма, название которой, местоположение ее головного офиса и сфера деятельности вызывают очень большие вопросы. Полной тезке жены Хамитова принадлежал блокирующий пакет акций компании «Айвест» (25 %).
Эта скромная структура привлекает внимание своим головным собственником – итальянской компанией «Европиен Энержетикс», зарегистрированной в итальянском городе Сачиле по адресу Марко Менегини, 3. В ее уставных документах перечислены следующие виды деятельности: поcтaвка оборудования для энергетики, машиностроения, железнодорожного транспорта и т.д.
К тому же в Италии есть компания с aнaлогичным названием – Europe Energy Gas & Power – это крупнейший производитель газового оборудования, в том числе для малой энергетики.
По случайному совпадению, в тот период, когда Гульшат Хамитова обустраивала свой заграничный бизнес, «РусГидро» активно занималось строительством мини-ГЭС совместно с «итальянскими» коллегами. Мини-ГЭС были идеальной сферой непрозрачной работы – оборудование завозилось из-за рубежа, софинансировать программу, по мнению экспертов, могли по самым непрозрачным схемам, а главное, из региональных или даже муниципальных бюджетов.
Неудивительно, что такой проект был реализован и в Башкирии. 1 октября 2010 года в Уфе было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Башкортостан и ОАО «РусГидро» в сфере электроэнергетики, содействии в привлечении инвестиций в строительство возобновляемых источников энергии. Подписи под документом поставили Дод и Хамитов.
В соответствии с соглашением, правительство Башкирии обязалось принять предварительно разработанную совместно с ОАО «РусГидро» программу развития малой гидроэнергетики и других возобновляемых источников энергии в республике. Соглашение также предусматривало содействие сторон по привлечению в Башкортостан промышленных заказов на рыночной основе с целью развития производственного и, как следствие, энергопотенциала республики и создания новых рабочих мест в регионе.
Одновременно с этим было объявлено о совместном с французской компанией Alstom (производит энергетическое оборудование и железнодорожный подвижной состав) проекте по строительству завода для производства оборудования для мини-ГЭС.
Таким образом, фирма, 25 % которой могли принадлежать жене главы республики и которая должна была заниматься экспортом энергетического оборудования и оборудования для железных дорог, возможно, была прокладкой для экспорта оборудования в схеме, в которую оказались включены крупнейшая международная машиностроительная компания, российская гидроэнергетика и серые схемы Дода.
Была ли у жены Хамитова была такая компания на самом деле, покажет следствие. Но очевидно, что арест Дода не пройдет бесследно для главы Башкирии!
Семейные «ценности» Хамитовых
Семья главы Башкирии «прикарманивает» бизнес.