Члены семьи известного тюменского бизнесмена Федора Хорошилова, ныне отбывающего срок заключения за хищение кредитов ПАО «ВТБ», пытаются сохранить пока остающиеся под их контролем активы. Флагманом этого процесса выступает сестра опального олигарха Марина Мельниченко. Для спасения активов и ухода от расчетов с контрагентами родственница предпринимателя через доверенных лиц пытается обанкротить собственные компании. При этом аналитики отмечают многоступенчатый характер финансовых претензий, призванный, по всей видимости, затруднить возможное взыскание средств с семьи Хорошиловых. Однако успех данного предприятия на фоне длительного срока лишения свободы, к которому приговорили Федора Хорошилова, по мнению экспертов, остается открытым. Немаловажно, что большинство компаний, связанных с членами семьи бизнесмена, испытывают заметные финансовые сложности.
В Арбитражный суд Тюменской области поступило исковое заявление о банкротстве ООО «Президент-Отель». Заявитель – Александр Ламбин – требует признать общество финансово несостоятельным ввиду наличия просроченной более трех месяцев кредиторской задолженности в размере 324 тыс. рублей. После принятия иска к производству арбитраж возбудил дело и назначил заседание по проверке обоснованности требований на 13 июля текущего года.
Компания «Президент-Отель» на 100% принадлежит Марине Мельниченко, ранее носившей фамилию Хорошилова. Бизнесвумен одновременно является и учредителем, и генеральным директором общества. Основными видами деятельности предприятия являются гостиничный бизнес, а также управление собственным и арендованным недвижимым имуществом. В здании, расположенном на улице Республики, 33, «Президент-Отель» сдает в субаренду номера и офисные помещения. Примечательной в деле о банкротстве, как отмечают авторы профильных интернет-каналов, выглядит персона заявителя – Александра Ламбина.
«Ламбин – юрист семьи Хорошиловых и до банкротства другого актива олигарха, «Отеля «Тюмень», возглавлял совет его директоров. Сейчас он представляет интересы семьи в арбитражных судах. Иными словами, сама Марина Мельниченко-Хорошилова себя и банкротит», – указывает автор интернет-канала «Повестка».
Стоит отметить, финансовое состояние ООО «Президент – Отель», по всей видимости, далеко от идеального. На конец 2016 года баланс предприятия составлял 177 тыс. рублей, а выручка – 105 тыс., сократившись на 91%. Чистый убыток при этом достиг 3,6 млн рублей. Сумма взыскиваемых средств, по материалам исполнительных производств, составляет 4 млн рублей.
Аналитики предполагают, что целью Марины Мельниченко на фоне финансовых проблем является уход от арендной платы владельцу здания на улице Республики – ЗАО «СНП-Центр». Данная компания также связана с семьей Хорошиловых. Марина Мельниченко в свое время была ее гендиректором. Учредителем «СНП-Центр» значится ООО «Сибагроопт». В этой фирме среди учредителей также встречается имя сестры Федора Хорошилова. В конце 2016 года в ЗАО «СНП-Центр» была запущена первая стадия банкротства, а с 22 мая 2017 года фирма находится под внешним управлением (должность управляющего занимает Зульфия Мананова). Долг по исполнительным производствам составляет на текущий момент около 403,4 млн рублей, из них 11 млн относится к налогам и сборам.
Как указывают аналитики, значительная часть портфеля кредиторской задолженности находится под контролем владельцев, однако не в полном объеме, и, следовательно, прибыль, получаемую от арендаторов площадей, приходится делить. По этой причине, полагают наблюдатели, ООО «Президент-Отель» собирало средства за аренду отельных номеров и площадей, однако кредиторам ЗАО «СНП-Центр» они могут не достаться.
Семья Хорошиловых незадолго до объявления банкротства предпринимала попытки продать пятиэтажное здание в центре Тюмени за 300 млн рублей, но безуспешно. Стоит отметить, часть здания – расположенный на двух этажах ресторан – находилась в залоге у «Запсибкомбанка» и была выкуплена известным на рынке транспортных перевозок предпринимателем Алексеем Савчуком, который открыл в здании бар Hoochie Coochie, а затем караоке-ресторан «Жигули».
После неудачи с продажей недвижимости Марина Мельниченко в ноябре 2016 года через еще одну подконтрольную компанию – ООО «Сибаудит» – инициировала банкротство «СНП-Центра», изначально заявив претензии на 223,5 млн рублей. Согласно отчету арбитражного управляющего, общая кредиторская задолженность компании достигала 467 млн рублей, в том числе 241 млн – перед «Сибаудитом». Стоимость имущества по результатам инвентаризации составила 97 млн рублей. Львиная доля из этой суммы приходится на здание «Президент-Отеля» на улице Республики, 33 – 94 млн. Марина Мельниченко также добивалась от суда включения в реестр требований кредиторов 13 млн рублей, утверждая, что лично занимала средства ЗАО «СНП-Центр». Однако инстанция в заявляемых требованиях бизнесвумен отказала.
Как предполагают аналитики, судя по всему, при избранной тактике цепочки самобанкротств подконтрольных и взаимосвязанных компаний семье Федора Хорошилова удастся сохранить активы, хотя итог дальнейших судебных разбирательств прогнозировать не берутся. Отметим, следующее заседание в рамках дела о банкротстве ЗАО «СНП-Центр» намечено на 22 ноября.
Напомним, сам Федор Хорошилов еще в конце 2013 года был приговорен судом Лондона к 1,5 года заключения после предъявленных МВД России обвинений в хищении у банка ВТБ 770 млн долларов под видом кредитов. Инкриминируемые бывшему топ-менеджеру «Сибнефти» преступления совершались еще в период 2005-2007 годов. Бизнесмен был арестован Верх-Исетским судом Екатеринбурга, а дело, связанное с мошенничеством со средствами ВТБ, было в итоге передано в ГУ МВД по Центральному федеральному округу. До этого был наложен арест на имущество предпринимателя, в частности, на многомиллионные счета, акции нефтяных компаний, виллы во Франции и Италии, самолет, яхту и автомобиль Maybach. В июле 2016 года Таганский городской суд Москвы приговорил Федора Хорошилова к лишению свободы в колонии общего режима сроком на 7 лет.
Семья олигарха Федора Хорошилова спасает активы через самобанкротства
Суды атакуют исками на сотни миллионов. Спор коснулся здания известного отеля.