С молотка уходят не только здания закрытых институтов Горьковым и земля под ними, но и научно-исследовательские суда с полной «начинкой», которые тоже внезапно стали для Росгео «непрофильными активами». Если так пойдёт дальше, заниматься разведкой недр в интересах государства у нас будет попросту некому.
Практически во всех компаниях, входящих в контур Росгеологии, идут сокращения сотрудников и распродажа имущества, при этом Сергей Горьков щедро отдает на аутсорсинг за миллионы рублей организацию торгов. За несколько месяцев в разных регионах прошло 9 таких аукционов, и подрядчики приступили к работе.
В целом в разных регионах холдинг продает более 50 объектов и сокращает сотрудников, которые при Горькове оказались лишними. Так, в Санкт-Петербурге летом прошлого года за 204 млн рублей при стартовой цене в 340 млн некоему ООО «Строительство и архитектура» посчастливилось купить 2,5 га земли с производственными площадями на улице Книпович. Это часть завода «Геологоразведка», бывшего Всесоюзного института разведочной геофизики. Помимо земли коммерсантам достались литейные мастерские и корпус с радиоактивной лабораторией, которая использовалась для калибровки оборудования.
После этого лишь за 81,5 млн рублей некоей Ольге Газеевой было продано 2,3 га земли со зданиями в Красном Селе, принадлежавшие «Северо-Западному ПГО» (входит в Росгео). Это же объединение лишилось 11-этажного здания на Васильевском острове (ул. Одоевского, 24), где располагались и структуры «Роснедр» – покупателем стал холдинг «Империя» Андрея Фоменко, которому отдали объект с крупным дисконтом по цене ниже рыночной: за 299 млн рублей при начальной цене в 489,6 миллионов. Сейчас институт перепрофилирован под очередной бизнес-центр.
При этом ПГО занимается разведкой алмазов, платины и золота – однако, получается, по мнению Горькова все это не очень нужно стране, потому что за время его руководства объединение лишилось не только имущества, но и среднесписочных сотрудников: штат сократился со 137 до 45 человек, а выручка за прошлый год упала почти в два раза.
Зданиями ПГО распродажа «Росгеологии» не ограничилась. Ушел с торгов и центральный петербургский офис АО «ВНИГРИ» на ул. Салова, 28, где размещался вычислительный центр и опытно-экспериментальные мастерские.
Институту пришлось перебраться в здание на ул. Фаянсовая и потеснить АО «Внигри – Геологоразведка». Туда же «уплотнили» и оставшихся работников завода «Геологоразведка». В конце прошлого года на торги было выставлено и здание филиала «Урангео» в Санкт-Петербурге (Кондратьевский проспект, дом 40, корп. 13).
Ненужными Горькову оказались здания в Ярославле, Новосибирске и в Москве – в частности, двухэтажное здание около Старого Арбата с участком в 9 соток, а также на ул. Миклухо-Маклая, д. 23 корп. 2, где ранее находилось ФГУНПП «Аэрогеология».
Судьба этого предприятия показательна: в 2015 году его влили в Росгео, а в 2020 ввели конкурсное наблюдение. Сейчас вокруг «Аэрогеологии» идут суды, а часть из них, касается, судя по всему, выплат миллионных зарплат отдельным сотрудникам.
Уже в этом году на продажу было выставлено имущество ОАО «Краснодарнефтегеофизика» (входит в Росгеологию), причем в рамках банкротства компании – которая до прихода Горькова показывала хоть какую-то прибыль. Но 2019 год она закончила с рекордным убытком больше полумиллиарда рублей, и больше не выходила даже в ноль. Долги компании составляют чуть ли не 700 млн рублей.
В Томске Росгео решила продать здание филиала АО «Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья» на ул. Фрунзе – это, на минуточку, крупнейший комплексный научно-исследовательский институт в Сибири по геологоразведке, геолого-геофизическим и геолого-экономическим исследованиям.
Но с молотка уходят не только здания и земля. В прошлом году в Калининграде на торги было выставлено научно-исследовательское судно «Зонд» со всем имуществом на борту.
В Мурманске Росгео решила продать НИС «Академик Намёткин», принадлежащее АО «Севморнефтегеофизика», а также НИС «Академик Александр Карпинский», которое в свое время исследовало морское дно в Антарктиде.
Деньги от продажи активов, по словам топ-менеджеров Горькова, должны идти на модернизацию лабораторий и реконструкцию зданий для других дочерних предприятий. Однако затягивание поясов и оптимизация центрального офиса Росгео и кабинета самого Горькова не коснулись: госкомпания по-прежнему за миллионы рублей арендует офисные помещения в БЦ «Газойл Сити» в московском районе Черемушки – при том, что есть свободные помещения на ул. Миклухо-Маклая, где ранее было ФГУНПП «Аэрогеология».
Бешеная распродажа активов может говорить о неудачах при подборе руководства холдинга – которых и без того хватает. Так, накопленный убыток Росгео в конце 2021 года составлял 3,380 млрд, а к июлю – 4 млрд рублей, при том, что докапитализация госкомпании достигла 4 млрд рублей. Как бы не оказалось, что к истечению своего трудового договора Сергей Горьков так распылил средства и активы, что восстановить систему «Росгеологии» будет крайне сложно.
Бывший банкир возглавил государственный геологоразведочный холдинг три с половиной года назад. Этому предшествовал громкий скандал с первым замглавы «Росгеологии» Русланом Горрингом , который, можно сказать, стал символом деградации прежнего менеджмента госхолдинга. Нет смысла заново пересказывать ту историю, но у широкой публики сложилось впечатление, что разведка недр – последнее, о чём этот менеджмент думает. Начавшаяся при Сергее Горькове тотальная распродажа активов «Росгеологии» позволяет предположить, что с его назначением ситуация не только не изменилась, но и стала хуже.
Сергей Горьков снимает с «Росгеологии» последнюю рубашку
При Горькове в «Росгеологии» убытков становится больше, а недвижимости – меньше.