Ранее, в материале «Приключения чемезовских в Италии» «Версия» рассказала о проекте VRT500, торжественно анонсированном торгово-промышленным министром Денисом Мантуровым на выставке Dubai Airshow в конце 2019 года. Нынешняя индийская выставка DefЕxpo 2020 также представляет интерес, если подробнее разобраться в «индийских похождениях» чемезовских управленцев.
Арифметические ляпы федеральной службы
Буквально недавно в материале «Ваша цифра бита!» мы рассказали о неточностях Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ) в подсчёте результатов российского военного экспорта. Заявление заместителя директора ФСВТС РФ Владимира Дрожжова на выставке DefЕxpo 2020 в Индии позволяет сделать заключение, что в этой организации работают люди, которые совершенно не знакомы с азами арифметики…
«За последние три года (2017–2019) портфель заказов превысил $15 млрд, а если говорить об объеме законтрактованной продукции с начала 1991 года, то он составил $70 млрд», – цитирует ТАСС сообщение Владимира Дрожжова, сделанное им в первый день работы выставки.
Из сказанного российским чиновником следует, что имеется некий «портфель заказов», который за три года (с 2017 по 2019) превысил $15 млрд. Если предположить, что это трёхгодичный портфель, и сопоставить его с приведёнными им же данными законтрактованной продукции – $70 млрд, за период с 1991 года, то получается что в период с 1991 по 2016 годы остаток этого самого портфеля составлял $55 млрд… что соответствует в среднем $2,2 млрд законтрактованной продукции в год. Не густо!
Это никоим образом не сопоставимо с ежегодными цифрами, которые ФСВТС РФ докладывает Владимиру Путину.
Возникает совершенно обоснованный вопрос – где истина?
Долгоиграющий проект
Основным информационным событием DefЕxpo 2020 нужно считать не «арифметические ляпы» Владимира Дрожжова, а заявление, сделанное гендиректором АО «Вертолёты России» Андреем Богинским:
«Подписанная сегодня дорожная карта станет основой для дальнейшего развития проекта локализации Ка-226Т в Индии после подписания контракта» - слова которого приводит ТАСС. Там же, со ссылкой на пресс-службу холдинга, ТАСС сообщает, что «Холдинг Вертолеты России на международной выставке DefЕxpo 2020 подписал с российско-индийским предприятием Indo-Russian Helicopters Limited (IRHL) дорожную карту по локализации производства вертолета Ка-226Т в Индии».
Однако, анализ, проделанный нашими экспертами, позволяет усомниться в том, что проект, о котором долгие годы «назойливо» заявляют руководители холдинга (начиная ещё с Александра Михеева), реализуем на практике. И усомниться в этом позволяет статус названной агентством ТАСС индийской компании Indo-Russian Helicopters Limited (IRHL).
Из информации, приведённой на официальном сайте раскрытия данных, следует, что эта компания, имеющая статус частной (неправительственной) была организована 02.05.2017 года и зарегистрирована в реестре компаний в Бангалоре за № 102728. Уставной капитал компании 300 млн. индийских рупий (что немногим более $4 млн). При этом, оплачено только 100 млн. индийских рупий (порядка $1,4 млн).
Корпоративный идентификационный номер компании (CIN) U35999KA2017GOI102728, её юридический адрес 15/1, Cubbon Road, Bangalore KA 560001 IN. Никаких телефонов компания не имеет, поэтому связаться с её представителями нашей редакции не удалось. Пришлось довольствоваться общедоступной информацией.
Кстати, по данным сайта раскрытия информации, на этом же юридическом адресе зарегистрировано ещё как минимум девять частных компаний.
Учредители компании с российской стороны – АО «Вертолёты России» (ВР) и АО «Рособоронэкспорт» (РОЭ). Среди директоров этой компании, в том числе, по данным zaubacorp.com, числится Вячеслав Владимирович Козлов – он вступил в должность по решению гендиректора РОЭ, сменив на этом посту Сергея Корнева. От ВР в Совет директоров входит Алексей Владимирович Пахоменко, заместитель гендиректора холдинга по программам и стратегии.
Таким образом, только поверхностный анализ изучения отрытых данных показал, что партнёром АО «Вертолёты России» в Индии выступает некая частная компания, никоим образом не связанная с Министерством обороны Индии, которое якобы является заинтересованным в миллиардной сделке по сборке большой партии вертолётов Ка-226Т с локализацией их производства. Благодаря отсутствию реальной информации, руководству АО «Вертолёты России», ГК «РОСТЕХ» и ФСВТС РФ уже который год удаётся рассказывать «сказки» о перспективах продажи Индии вертолётов Ка-226Т.
Учитывая присутствие в Совете директоров компании Indo-Russian Helicopters Limited представителей ВР и РОЭ, можно понять, что заявленную Андреем Богинским «дорожную карту» ВР фактически подписали сами с собой. Будет ли это способствовать продвижению проекта, о котором долгие годы рассказывают российские должностные лица, – вопрос неоднозначный.
Имеющиеся открытые данные по структурированию сделки позволяют сделать предположение, что МО Индии не особо в ней заинтересовано, в противном случае не было бы необходимости строить такую сложную долгоиграющую схему. Но для изображения деловой активности на индийском направлении (чем собственно и занимаются ВР и РОЭ долгие годы), эта схема в принципе подходит…
Сложные схемы индийского ППО
Игорь Чечиков, более известный широкой общественности своей любовью к природе, а конкретно к белочкам, ныне опять на «вертолётной вахте». Судя по всему, пробитую осенью прошлого года голову, ему залатали… Правда неизвестно, успели ли за время, прошедшее с момента падения со второго этажа собственной дачи, вылечить его от всяких пагубных привычек. Будут ли его беспокоить белочки или зеленый змий дальше? Тем не менее, ныне Игорь Чечиков в должности заместителя гендиректора АО «Вертолетов России» по послепродажному обслуживанию (ППО) возглавил делегацию холдинга в Индии. Авторитетное издание «АвиаПорт» приводит его слова, сказанные в преддверии индийской выставки:
«Индия является одним из крупнейших эксплуатантов российской вертолётной техники, и Defexpo – отличная возможность обсудить дальнейшие шаги по развитию нашего сотрудничества, - прокомментировал он. - Помимо проекта по локализации производства вертолёта Ка-226Т, всё более актуальными становятся вопросы поставок новых гражданских вертолётов, а также технического обслуживания и ремонта ранее поставленных машин», в которых он делает акцент на вопросы поддержки эксплуатации как ранее проданных в Индию, так и готовящихся к поставке винтокрылых машин. Это действительно важный момент, так как, по его же словам, сегодня в Индии эксплуатируется более 400 вертолётов российского производства. Рынок, несомненно, ёмкий, но вернёмся к нашим изысканиям.
Судя по всему, для решения вопросов, связанных с поставкой услуг в области ППО была организована компания Integrated Helicopter Services Private Limited. Она создана 16.10.2008 года и классифицируется, как неправительственная частная компания, зарегистрированная в реестре компаний в Дели за № 184313. Корпоративный регистрационный номер этой компании (CIN) – U62200DL2008PTC184313. Компания зарегистрирована по адресу A-54, KAILASH COLONY NEW DELHI South Delhi DL 110048 IN, на котором числится зарегистрированными ещё как минимум девять компаний.
Среди директоров этой компании с момента её основания (с 16.10.2008), по данным упомянутого выше сайта, числится Евгений Кисель, имя и фамилия которого в точности совпадают с «координатами» тестя нынешнего торгово-промышленного министра Дениса Мантурова, с 1983 по 1988 годы занимавшего должность генерального Представителя Аэрофлота в Республике Индия, г. Дели.
Налицо конфликт интересов: Получается, что Евгений Кисель, который приходится родственником министра Мантурова, делает бизнес с использованием Ивана Серова, который является управляющим директором ВСК и, по слухам, родственником генерала ФСБ Сергея Чемезова?
Собственниками компании являются «Вертолёты России» и компания Vectra Investments Private Limited. Похожее название ранее упоминалось в частности в сообщении ТАСС по поводу первого экспортного контракта на поставку гражданского вертолета Ми-171А2 в Индию. Как теперь понятно, этот контракт не является результатом острой потребности индусов в этом типе, а лишь попытка партнёра ВР по совместной компании вывести этот вертолёт на индийский рынок.
Кроме Евгения Киселя, среди директоров компании Integrated Helicopter Services Private Limited числится зам. гендиректора ВР Алексей Пахоменко и Иван Борисович Серов, который является управляющим директором ВСК. Злые языки поговаривают, что иркутский специалист по муниципальному управлению, ставший ныне «вертолётчиком-послепродажником» приходится чуть ли не племянником самому Чемезову!
Таким образом, налицо конфликт интересов. Получается, что Евгений Кисель, который приходится родственником министра Мантурова, делает бизнес с использованием Ивана Серова, который является управляющим директором ВСК и родственником «геройского» генерала ФСБ Сергея Чемезова?
Кривизна индийских схем
Схему со сборкой вертолётов Ка-226Т на данном этапе обсуждать бессмысленно. Эта миллиардная сделка предполагает участие индийских госструктур. Частникам заявленное количество вертолётов явно не нужно. А так как индийская компания, на которую ссылается Андрей Богинский, частная, то и обсуждать тут нечего.
Значительно больший интерес вызывает схема по послепродажному обслуживанию индийских вертолётов, которая, строится с участием компании, контролируемой Евгением Киселем (предположительно тесть министра Мантурова) и управляющим директором ВСК Иваном Серовым. Поскольку, как мы писали ранее, «любитель белочек» при поддержке ФСВТС РФ выстраивает схему реализации ППО по принципу «одного окна», заявленного им ещё в ходе выставки Aero India-2017, то нетрудно предположить, как это «окно» будет называться в Индии.
Поскольку «окно» в лице компании Integrated Helicopter Services Private Limited полностью подконтрольно ВР и, в частности ВСК, через которую производится торговля услугами по ППО всего вертолётного холдинга, то, следовательно, стоимость экспортного имущества отгружаемого в пользу Integrated Helicopter Services Private Limited не будет являться объективной (рыночной) и конечной. Судя по всему, это будет некий «междусобойчик» российских участников по определению так называемой «дельты», которую российские участники оставят на частной компании Integrated Helicopter Services Private Limited в Индии, при этом сократив валютные поступления в Россию и, как следствие, налогооблагаемую базу ВСК.
О смысле этой схемы каждый догадается сам. Уровень её кривизны будет определяться разницей между закупочной ценой МО Индии (или другого реального потребителя услуг ППО) и стоимостью, по которой ВСК продаст имущество в пользу компании Integrated Helicopter Services Private Limited. Простенько – и со вкусом…
Кстати, новому председателю российского правительства Михаилу Мишустину (как бывшему налоговику) было бы полезно выяснить возможно ли, что один из членов его нынешнего кабинета с помощью предполагаемого тестя сокращает экспортную налогооблагаемую базу по поставке ППО в Индию. А ведь для обслуживания 400 вертолётов требуется отгрузить очень много продукции в эту страну на сотни миллионов долларов. Это не то, что обдирать граждан собственной страны на тарифах по ЖКХ, облагая штрафами за неуплату…
Сергей Чемезов отправил свой вертолет за три моря
Холдинг «Вертолёты России» объявил о «долгожданном» подписании дорожной карты по производству вертолета Ка-226Т в Индии.