Самой неожиданной политической новостью после выборов стало сообщение о возможном назначении главы госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко на должность первого заместителя президентской администрации с полномочиями куратора внутренней политической жизни страны.
Именно он должен заменить на этом посту Вячеслава Володина, ставшего ныне спикером Государственной думы. Кириенко вроде бы обогнал других кандидатов на эту должность – начальника управления президента по общественным проектам Павла Зеньковича, губернатора Московской области Андрея Воробьева, гендиректора ВГТРК Олега Добродеева, а также секретаря Общественной палаты, сопредседателя центрального штаба ОНФ Александра Бречалова.
В поисках посредника
Удивительного в этой новости, конечно, много. Сергей Кириенко хотя и занимался политикой, но довольно мало, в основном он находился на административных и хозяйственных должностях – был главой атомной госкорпорации, полпредом в Поволжье, премьер-министром в эпоху дефолта, работал в Минэнерго и бизнесе. Атомной отраслью России Кириенко руководит уже 11 лет, и в этот период его политическая активность практически сошла на нет.
В те времена, когда Кириенко занимался политикой, он всегда держался либеральных кругов, был членом не существующей уже партии «Союз правых сил» и, следовательно, по крайней мере, на уровне мировоззрения, должен бы не очень одобрять нынешний политический курс.
Хотя, быть может, именно в этом и кроется разгадка странного назначения.
Если верить просочившимся в прессу «сливам», важнейшей задачей внутренней политики на ближайшие годы будет управление оппозицией, в частности, якобы планируется объединить все оппозиционные демократические организации в одну, достаточно хорошо управляемую сверху партию, предположительно под руководством Григория Явлинского. Чтобы сделать это деликатно, нужен коммуникатор, хорошо знающий людей из демократического лагеря и умеющий найти с ними общий язык.
Впрочем, очевидно, что еще более важной задачей для «начальника внутренней политики» должна стать организация президентских выборов в 2018 г. Вячеслав Володин провел выборы в Думу успешно, но с таким количеством скандалов и вскрывшихся нарушений процедуры, что в глазах противников режима эта Дума, как и предыдущая, навсегда останется нелегитимной. Думе это не повредит – она вызывает мало интереса, но то, что позволительно для парламента, непозволительно для главы государства: сомнения в его легитимности должны быть исключены. А подобные сомнения могут исходить только от оппозиции, и Сергей Кириенко, известный своим гибким умом и красноречием, мог бы играть роль посредника по отношению к антипутинским силам, который должен был бы организовывать видимость всеобщего согласия с результатами выборов. Кстати, аналогичную роль на прошедших думских выборах играла Элла Панфилова, назначенная на место главы ЦИК вместо окончательно дискредитировавшего себя Владимира Чурова. Поэтому генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт предполагает, что перед Кириенко уже поставлена сложная и технологически тонкая задача: найти «формат участия» для протестных элементов. «Такой, чтобы удовлетворить их, с одной стороны, и чтобы при этом не подвергать сомнениям легитимность нынешней Думы. Эта конструкция и есть главная задача Кириенко на посту куратора внутренней политики», – уверен эксперт.
Нужный человек
Нельзя также забывать, что Сергей Кириенко показал себя в «Росатоме» как достаточно эффективный управленец – ему удалось нарастить портфель зарубежных заказов группы до $100 млрд, уменьшить себестоимость киловатта энергии, сократить персонал при одновременном увеличении мощности. Возможно, именно хороший организатор с опытом управления системой, где работают десятки тысяч человек, и требуется для проведения успешных выборов. Как сказал гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, управление внутренней политики АП – ключевой игрок в период президентских выборов. По словам политтехнолога Аббаса Галлямова, Кириенко хорош тем, что «помнит времена, когда рейтинги властей были низкими, а звонок из Кремля не воспринимался как безусловный приказ, за невыполнение которого карают «расстрелом». Сейчас умение работать в такой сложной ситуации – очень важное качество, поскольку уровень жизни в стране падает, и перспектив стабилизации не видно».
Многие политологи уже успели обратить внимание, что на самом деле связи Сергея Кириенко с Владимиром Путиным гораздо более тесные, чем это принято думать.
Александр Шпунт напоминает, что в 1998 г. именно Кириенко представлял аппарату ФСБ нового директора службы Владимира Путина. «Именно при правительстве Кириенко начался кадровый взлет Владимира Путина как публичной фигуры, публичного политика», – утверждает он. А как написал на своей странице в Facebook известный политический публицист Александр Морозов, Кириенко был одной из ключевых фигур при решение вопроса о преемнике Ельцина в пользу Путина. Таким образом, Кириенко призывается в АП, чтобы привести Путина к власти (провести президентскую кампанию-2018) еще раз – через 18 лет...»
Упадок сил
Приведет ли приход Сергея Кириенко в Кремль к переменам в политике? «Возможно, нас ждут оттепель и крен вправо, – прогнозирует Аббас Галлямов. – Если Кириенко действительно назначат, это может означать, что охранительный период подошел к концу. Вряд ли человек, работавший с Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой, будет запрещать выставки и носиться с «чувствами верующих».
Однако, возможно, для всего этого Кириенко просто не хватит полномочий. На его назначение можно посмотреть и как на понижение. После того как из президентской администрации ушли Сергей Иванов и Вячеслав Володин, после того, как саму администрацию возглавил малоизвестный и лишенный политического веса Антон Вайно, есть все основания предполагать, что статус этого органа как центра силы в российской политике понизится. Власть переместится к руководству крупнейших госкорпораций, к правительству (где Минфин и Минэкономразвития отвечают за разработку экономической политики), к министру обороны Сергею Шойгу, а также к предположительно создающемуся Министерству государственной безопасности.
Если так, то, быть может, переход в президентскую администрацию будет для Сергея Кириенко чем-то вроде почетной отставки. Между тем наверняка есть силы, заинтересованные в его уходе – ради того, чтобы поставить под контроль атомную госкорпорацию. Совокупная выручка выходящих в «Росатом» компаний превышает 600 млрд руб. – это примерно в два раза больше, чем у «Русгидро», и в полтора раза больше, чем у «Аэрофлота». К тому же, «Росатом» давно находится в зоне интересов близкого к Владимиру Путину семейства Ковальчуков. Михаил Ковальчук возглавляет работающий с корпорацией НИЦ «Курчатовский институт». Его племянник Борис Ковальчук – сын совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука – был начальником одного из департаментов «Росатома». При этом источники утверждают, что между Кириенко и Ковальчуками сложились не самые лучшие отношения.
Поэтому очень интересно, кто заменит Сергея Кириенко на посту главы «Росатома».
Без штаба?
Если значение президентской администрации падает, то возникает вопрос: кто же тогда будет организовывать президентские выборы? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Возможно, будет организован тайный или явный штаб выборов, параллельный президентской администрации. Еще одну версию выдвинул Александр Морозов. По его мнению, грядущие президентские выборы будут структурно иначе организованы, чем все предыдущие. «Ранее в центре находился штаб, который связывал и подчинял себе на это время медиа, партийные структуры, губернаторов, общественные организации и т.д. – и все это встраивал в определенную стратегию, – считает эксперт. – Сейчас будет иначе. Вместо штаба – сам Путин. Слева от него – гигантская машина медиа, поставляющая спикеров-клоунов, форматы поддержки. Справа – ФСБ, которая уже начала косить всех не-клоунов, и этой машине уже не требуется «стратегическое руководство», чтобы обеспечить контроль выборов. Все остальные – ... без всякого штаба улавливают производимые медиа Ковальчуков и «Газпрома», с одной стороны, и ФСБ – с другой, смысловые флюиды, которые направлены на то, чтобы никто не пересекал двойную сплошную (в широком смысле) и оставался в контуре общенародного движения к пожизненному правлению Путина».
Таким образом, назначение Сергея Кириенко может свидетельствовать о серьезном перераспределении власти и упадке прежних координирующих политических структур.
Сергей Кириенко: переговорщик для Кремля
Зачем Сергей Кириенко возвращается в политику.