Главный храм вооруженных сил России, он же Храм Воскресения Христова, строительство которого началось в сентябре 2018 года, должны были освятить 6 мая. На храм ушли миллиарды рублей, в том числе бюджетных, стройка приобрела множество сторонников и противников, при этом концепция сооружения до сих пор выглядит неясной и противоречивой — светское государство от своего лица строит храм миролюбивой христианской религии, посвященный победе в кровопролитной войне. История строительства «храма Шойгу» — в обзоре ПАСМИ.
Во славу бога войны
Строительство «главного храма вооруженных сил» в подмосковном парке «Патриот» в сентябре 2018 года анонсировал министр обороны РФ Сергей Шойгу. Завершить грандиозную стройку планировалось к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
«Мы строим храм в ознаменование победы в Великой Отечественной войне, дабы память о той победе сохранялась от поколения к поколению», — заявил ранее замминистра обороны Тимур Иванов в интервью «Новой газете«.
При этом ряд военных экспертов отмечали что армии просто понадобилась какая-то идеология для работы с личным составом. Лучшим заменителем идеологии стала РПЦ.
«Связь между армией и церковью, верой и служением очень органична для истинного христианства. У нас есть храмы, связанные с отдельными родами войск, теперь, даст Бог, появится и храм, который будет местом притяжения для всего нашего воинства», — заявлял в 2018 году ныне покойный протоиерей Всеволод Чаплин.
Правда, стилистика храма мало напоминает православные соборы — стены цвета хаки, купола, похожие на баллистические ракеты, даже ступени отлиты из трофейного оружия солдат вермахта.
Рядом с храмом предусмотрен духовно-просветительский центр и полуторакилометровая «Дорога памяти» — мемориальная галереи, где будут выставлены фотографии участников Великой Отечественной войны, а также личные вещи погибших и фронтовые письма. В базе фотографий, насчитывающей свыше 30 млн единиц, журналисты обнаружили снимки Владимира Спиридоновича Путина — отца президента России Владимира Путина.
Поражает масштаб главного военного храма России: площадь самого собора 8 тыс. кв.метров, всего храмового комплекса — 11 тыс. кв. метров, вместимость — 6 тыс. человек. Высота собора с крестом — 95 метров, это третий по высоте православный храм в мире.
Рядом с храмом оборудована автомобильная стоянка почти на две тысячи машиномест, а также вертолетная площадка. А Росавтодор пообещал построить большую развязку на Минском шоссе, которая позволит легко подъезжать к храму.
Внутри храм Воскресения украшен росписями батальных сцен, статуями святых, бронзовым литьем, керамическим декором, стеклянной крышей и фасадами, а также фресковой живописью и мозаичными панно.
В габаритах колоссального строения скрыто несколько символов. Так, диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров, что соответствует 1945 году — году окончание ВОВ. Высота звонницы составит 75 метров — в 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания Войны. Высота малого купола составит 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в той войне.
Сомнительные жертвы
Строить храм собирались только за счет добровольных пожертвований. «Сколько пожертвуют, столько в итоге он (храм) и будет стоить», — заявлял Тимур Иванов в ответ на вопросы о стоимости грандиозного проекта.
Деньги на храм пожертвовали около 90 тыс. человек. Судя по всему, не все это делали добровольно. Во всяком случае, в начале строительства военнослужащие из разных регионов стали жаловаться, что их принудительно заставляют сдавать деньги на «храм Шойгу». «Командирам отделений приказали собрать с подчиненных суммы, причем по спискам фамилий. Это касается даже тех военнослужащих, которые исповедуют другую веру», — цитировало издание DVhab слова военнослужащего из Хабаровского края.
Тогда же издание «МБХ медиа» сообщало о том, что военнослужащим 76-й Псковской дивизии ВДВ вдвое сократили премии, и эти деньги пошли на стройку в парке «Патриот». Правда Минобороны эти сообщения сразу же опровергло, назвав ее «не первым фейковым вбросом украинских пропагандистов»
Часть средств на строительство храма была получена из-за границы. Русская служба Би-би-си обнаружила в списке жертвователей иностранную компанию Marine Repair and Supply Pte. Сумма зарубежного финансирования составила 1,7 млн рублей. В соответствии с законом об НКО-иностранных агентах, фонд «Воскресение» должен был быть занесен в специальный реестр. Однако этого не произошло.
В ноябре 2018 года сумма пожертвований составляла 1,26 млрд рублей, а 16 декабря 2018 года замминистра Тимур Иванов заявил, что на храм собрали больше 2 млрд рублей. Когда о принудительных «пожертвованиях» сообщили СМИ, объем поступлений упал. За весь оставшийся период на счет благотворительного фонда«Воскресение» поступило немногим более миллиарда рублей. Общая сумма добровольных пожертвований составила 3 млрд 79 млн рублей.
Отдельно сообщалось, что центральную икону храма — образ Спаса Нерукотворного — создали на личные деньги президента Владимира Путина. На вопрос, сколько именно денег дал Путин, его пресс-секретарь Дмитрий Песков отвечать отказался. «Это та сумма, которая необходима, чтобы сделать икону», — заявил он.
При этом пожертвования принимались не только деньгами. Например, концерн «Калашников» предоставил строителям более миллиона кирпичей, а неназванные крупные металлургические компании передали материалы для облицовки купели. В числе компаний-жертвователей, помогавших строительству материалами и техникой, оказались РУСАЛ, «МиГ», Комета, ЦКБ «Рубин», «Сухой», «ИСС», «Урал», «Невская Оптика», Рособоронэкспорт, Газпромбанк, «Лукойл», «Металлоинвест», «Норникель», ВТБ и другие. Все эти организации получили благодарность от фонда «Воскресение».
Не хватило половины
Несмотря на заверения замминистра обороны Тимура Иванова, что строить будут ровно на сумму пожертвований, храм потребовал дополнительных денежных вливаний.
В начале 2020 года из бюджетов Москвы и Московской области было изъято почти 3 млрд рублей — для строительства храма Воскресения. Постановления о перечислении средств из казны на счета фонда «Воскресение» подписали лично мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, семья которого близка к министру обороны Сергею Шойгу. Таким образом стоимость храма выросла до 6 млрд рублей.
Также сообщалось, что казенные деньги на строительство религиозного сооружения напрямую тратило и ведомство Шойгу. Например, на закупку гипсовых изделий и «продукции религиозного назначения» для храма Минобороны потратило через сайт госзакупок около 320 млн рублей. А ранее военные также закупали для храма иконы, мозаику и мебель. При этом законодательство РФ запрещает создание и деятельность в Вооруженных силах религиозных организаций.
Также пока остается неясным, за чей счет будет содержаться огромный храм со всеми прилегающим территориями. Даже с возможными льготами счета за коммунальные услуги будут приходить с пятизначными числами. И своего прихода, чтобы содержать храм за счет пожертвований, у главного храма Минобороны не предвидится — он стоит на 55-м километре Минского шоссе, а поблизости только садовые участки и небольшая деревня Петелино, где есть свой храм.
В Минобороны полагают, что храм будет наполняться за счет посетителей парка «Патриот», а также за счет «наследников памяти погибших солдат», военнослужащих и членов их семей, патриотически настроенной молодежи и вообще всех православных.
Что касается использования собранных пожертвований и бюджетных траншей, то деньги тратились через сайт госзакупок, но во всех случаях закупки проводились у единственного поставщика без раскрытия подробностей контрактов. Нередко в качестве подрядчиков выбирались сомнительные фирмы, которые были созданы как будто специально под освоение денег от Минобороны.
Исчезнувшее панно
Вишенкой на торте в и так непростой истории строительства главного военного храма стал скандал вокруг внутреннего убранства собора. В конце апреля, когда стройка уже была практически завершена, в сети появились фотографии мозаик, которыми украсят стены храма.
Оказалось, что композиция «Бескровное присоединение Крыма в 2014 году» содержит изображения Владимира Путина, Сергея Шойгу, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Вячеслава Володина, секретаря Совбеза Николая Патрушева, директора ФСБ Александра Бортникова и начальника генштаба ВС Валерия Герасимова.
Другую стену храма украсила композиция «Парад Победы». Там оказалось изображение генералиссимуса Иосифа Сталина.
Данная идея вызвала неоднозначную реакцию в сети. Представители РПЦ сначала поспешили оправдаться, пояснив, что изображение в храмах высших лиц государства является традицией.
Правда потом на эту тему высказался сам Владимир Путин. Он заявил, что делать храмовую мозаику с его лицом «еще рано». После этого изображение демонтировали, заменив монахами с иконой Корсунской богоматери.
А вот Сталина в храме решили оставить, да и картина с Путиным и Шойгу не пропадет — ее установят в другом месте парка «Патриот».
Сергей Шойгу собирал на свой храм не с миру по нитке
Непростая дорога к главному собору Минобороны.