Московская система видеонаблюдения, которую Сергей Собянин использует для тотальной слежки за жителями столицы, оказалась «умной» — она полностью игнорирует высокопоставленных чиновников и других представителей российской элиты, но при этом концентрирует свое внимание на обычных москвичах. Странным образом мэр оградил от попадания в объективы видеокамер членов правительства, миллиардеров, депутатов и прочих «небожителей».
Большой Брат у подъезда
Двести тысяч видеокамер — система видеонаблюдения, которой гордится мэр Москвы Сергей Собянин. Сто тысяч из этих камер установлены на подъездах жилых домов, чтобы следить, когда и куда выходят из своих квартир рядовые москвичи. Камеры специально установлены так, чтобы записывать лица входящих и выходящих из подъездов людей.
Официально власти объясняют такое обилие видеокамер заботой о безопасности граждан и розыском преступников, но этот довод убеждает далеко не всех. Многие думают, что систему видеонаблюдения используют для слежки за жителями города. Например, сейчас камеры используются для вычисления людей, находящихся под карантином — данные видеонаблюдения дают основания штрафовать людей даже за вынос мусора.
Превращение системы безопасности в систему слежки произошло в 2019 году, когда сеть видеокамер решили снабдить алгоритмом распознавания лиц. То есть при помощи одной фотографии можно отследить все перемещения человека по городу в зоне действия видеокамер.
Систему видеонаблюдения контролируют московские чиновники, а доступ к ее данным имеют московские полицейские, при этом эту систему затронула коррупция. Ранее журналисты провели эксперимент, который доказал, что всего за пару тысяч рублей можно купить данные о любом человеке, отследив его в Москве.
Чиновники в слепой зоне
Видимо, власти Москвы знают об этом пороке «всевидящего ока», иначе как можно объяснить тот факт, что они оградили от наблюдения дома всех высокопоставленных чиновников, политиков и близких к власти миллиардеров? Эту особенность видеокамер Собянина подметили сотрудники Фонда борьбы с коррупцией.
«У этой системы, помимо ее полной продажности, есть еще одна классная особенность: она сконструирована так, чтобы на нее никогда не попал ни один крупный чиновник, силовик или депутат. Потому что на их дома камеры не вешают никогда. Это ваш подъезд в Чертаново, Бутово или Ясенево будет обвешан камерами, как новогодняя елка гирляндами, а на доме, где живут топовые чиновники, камер будет ноль. Собянин об этом позаботился», — говорит юрист ФБК Георгий Албуров.
В доказательство общественник приводит вполне конкретные примеры: на домах обычных людей висит по несколько видеокамер, на каждый подъезд, а на доме по адресу Шведский тупик 3, где живут или проживали ранее дети главы «Роснефти» Игоря Сечина, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, близкий к президенту Владимиру Путину миллиардер Геннадий Тимченко, глава МИД Сергей Лавров и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин — ни одной.
Этот дом без камер так и называется «Дом друзей Путина». Квартиры в этом доме стоят по 40-50 миллионов долларов, но есть варианты и подешевле. Например, у министра Лаврова в этом доме квартира площадью почти 250 квадратных метров. По соседству с ним живет жена главы ВТБ Наталия Гордеева, у которой аналогичная жилплощадь стоимостью около 50 млн рублей.
Без видеокамер на подъезде остался и заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков, у которого ранее насчитали недвижимости на 5 млрд рублей: 17 квартир, десятки автомобилей и огромное поместье под Москвой. Так, элитный жилой комплекс «Легенда Цветного», где у семьи вице-мэра Москвы сразу девять пентхаусов общей площадью около 1600 кв. метров, оказался совсем не в поле зрения Собянина.
Знает толк в скрытности и премьер-министр правительства Михаил Мишустин. В ЖК «Спорт Хаус», где у двух сыновей Мишустина две квартиры площадью по 180 кв. метров и стоимостью по 180 млн рублей каждая, подъезды также свободны от собянинских камер.
Напомним, что квартиры были через посредника подарены детям премьер-министра его зятем Александром Удодовым, который засветился в миллиардных налоговых махинациях, пока его родственник возглавлял Федеральную налоговую службу.
Без внимания остались и спикер Госдумы Вячеслав Володин и экс-глава ПФР Антон Дроздов. Дом на Малом Козихинском переулке, 3, ЖК «Мастер и Маргарита», где живут эти деятели, совсем не защищен от преступности «эффективной» видеосистемой Собянина.
Но больше всего смущает, что сам мэр Москвы Сергей Собянин постеснялся попасть в объектив видеокамер, которые он так усердно расхваливает. На доме по адресу Рочдельская, 12, где живет любитель тотальной слежки, а также бывший генпрокурор Юрий Чайка, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и другие чиновники, установлено ровно ноль подъездных камер.
«В Москве есть целый район, наполненный чиновниками, и камеры его обошли стороной. Называется Остоженка или Золотая Миля. Ничего дороже в Москве нет. Тут (глава ВТБ) Андрей Костин подарил квартиры Наиле Аскер-Заде, тут 1000-метровая квартира у депутата и сенатора Фетисова. Тут находится 5-этажная квартира Игоря Сечина. На их дома Собянин предпочел камеры не ставить», — добавляет юрист ФБК.
По мнению общественников, Собянин понимает, как работает «незаконная система слежки за москвичами», поэтому и оградил высокопоставленных чиновников от необходимости светиться перед камерами. Иначе бы данные об их передвижениях давно попали в руки журналистов и стали доказательствами в антикоррупционных расследованиях.
Сергей Собянин закрыл глаза на Володина с Зорькиным
Почему видеокамеры игнорируют друзей мэра.