Активы «Форэс-Химии» столкнули интересы кредиторов. Перед продажей цехов и оборудования предприятия, основная доля акций которого на данный момент закреплена за Сергеем Шмотьевым, была предпринята попытка их дробления. Однако торговый дом «Нефтекамского машиностроительного завода» оспорил это решение и доказал необходимость повышения стартовой цены торгов более чем в два раза. Пока имущественный комплекс со спецоборудованием для нефтехимии интереса на торгах не вызвал. Тем не менее, интересанты в его приобретении есть и, по мнению собеседников издания, дожидаются наиболее благоприятной цены. Впрочем, продажа расположенного в Свердловской области производства даже по стартовой цене не покроет всех требований кредиторов – порядка 700 миллионов рублей. Зато средства на эти цели могут быть получены в результате оспаривания ранее заключенных сделок, целью которых, по мнению кредиторов, являлся вывод средств, а выгодополучателями – структуры, близкие к группе «ФОРЭС» и семье Шмотьевых.
Производственный комплекс ООО «ФОРЭС-Химия» (по данным «Контур.Фокус» на 2019 год, 89,1% владеет Алексей Сергеевич Шмотьев) в Алапаевске вместе с оборудованием выставлен на торги. Начальная цена актива была установлена в 163 млн рублей при задатке в 1%. Однако ни на первые, ни на повторные торги участники не заявились, и объект будет вновь предложен к реализации со снижением цены.
Начальная цена продажи ранее вызвала споры кредиторов. Так, ООО «УК «Алтайхимпром» (УК АХП, по данным «Контур.Фокус», на 2014 год 90% уставного капитала принадлежало Сергею Шмотьеву) попыталось оспорить решение акционеров о продаже имущества, указав, что размер задатка 1%, предложенный ООО «Торговый дом «НКМЗ», влечет высокий риск злоупотребления правом со стороны участников торгов.
В то же время конкурсным управляющим Даниилом Петлицей была предложена цена того же имущества в 78 млн рублей с задатком на торгах в 10%. Также предлагалось дробление лота, что, по мнению управляющего, ускорило бы реализацию активов. Этой же позиции конкурсник придерживается и после решения, закрепившего постановление кредиторов в части определения стоимости в 163 млн рублей. По мнению управляющего, даже предложенная цена в 78 млн для заявленного имущества (комплекса зданий и оборудования) велика. Требования УК АХП в части дробления лота поддержало и ООО «ФОРЭС» (по данным «Контур.Фокус», на 89,6% принадлежит Сергею Шмотьеву).
Однако суд оснований для их удовлетворения не нашел и при вынесении решения лишь сократил промежуток снижения цены на этапе публичного предложения с 20 до 7 дней.
Требования кредиторов в сложившейся ситуации покрыть будет крайне сложно. Только за счет продажи имущества, отмечает Петлица, сделать это невозможно.
Напомним, процедура наблюдения в «ФОРЭС-Химии» была начата в 2015 году по заявлению самой компании, с кредиторами заключено соглашение о гашении долгов, однако позднее должник расторг его. Процедура наблюдения в 2017 году на предприятии была возобновлена, а в 2018 году начато конкурсное производство. На тот момент в реестр кредиторов были включены требования на 363 млн рублей (тело долга из них – 355 млн). В настоящее время их объем, по словам управляющего, составляет порядка 700 млн рублей, причем средства для их удовлетворения в значительной степени могут быть получены после признания недействительными ряда ранее заключенных сделок.
«(Сумма) в процессе оспаривания близка к требованиям кредиторов», – указал управляющий.
Пока, по его словам, сделки оспорены в целом на сумму порядка 100 млн рублей. Примечательно, что с требованиями в суд обращаются сами кредиторы. Так, торговый дом «НКМЗ» потребовал признать недействительным перечисление ряда платежей в адрес УК АХП на общую сумму свыше 88 млн рублей. Выплаты проводились с апреля по ноябрь 2014 года, в том числе, по договорам займа. При этом «ФОРЭС-Химия» выступала поручителем по договору ООО «УК «Терра» (принадлежало ООО «ЕКБ-Профит», где 50% находилось у Андрея Шмотьева) с КБ «Кольцо Урала» о предоставлении кредитной линии в 594 млн рублей. В августе 2014 года банк через суд потребовал досрочного разрыва договора и возврата долга в 584 млн.
«ООО ТД «НКМЗ» полагает, что должник еще до того, как к нему как к поручителю были предъявлены требования об исполнении обязательств по кредитному договору с ООО УК «Терра», был осведомлен о скором прекращении исполнения обязательств по кредитному договору со стороны основного заемщика, поскольку деятельность основного заемщика контролировалась Шмотьевым Андреем Сергеевичем. Как полагает заявитель, должник и второй поручитель по кредитным обязательствам ООО УК «Терра» – Шмотьев Андрей Сергеевич – предпринимали согласованные действия по выводу своих активов в целях недопущения обращения взыскания на имущество, начиная с весны-лета 2014 года», – описал свою позицию в суде кредитор.
Представители ответчика и Шмотьев возражали против аргументов ТД «НКМЗ», указывая, что договор поручительства якобы признан недействительным. Однако, изучая материалы, арбитраж не нашел этому подтверждения и в итоге вынес решение о признании недействительными платежей с августа по ноябрь, проведенных в адрес УК АХП, на сумму свыше 76 млн рублей и постановил выплатить эти средства обратно «ФОРЭС-Химии». Впрочем, по мнению представителей адвокатского сообщества, поступление их на счета компании в короткий срок маловероятно – выручка УК АХП за 2020 год составила только 28,5 млн рублей, и получение средств возможно через новый иск о банкротстве.
«В данном случае речь идет об экономическом споре НКМЗ и структур «ФОРЭСа». Вероятно, НКМЗ заинтересован в покупке промышленного комплекса целиком, но по минимальной цене. «ФОРЭСу» же, скорее всего, нужна часть производственных площадей и подъездные пути, но чтобы при дроблении лота на торгах не появились конкуренты, предложен задаток в 10%. Интересанты, судя по всему, не пришли к общему решению о судьбе имущества, поэтому споры в судах затягиваются еще по оспариванию сделок», – заключает адвокат Иван Кадочников.
«Правда УрФО» обратилась за комментарием в ООО «ФОРЭС» о заинтересованности предприятий группы в приобретении активов «ФОРЭС-Химии» на торгах. Однако на момент публикации подготовки материала ответ не поступил.
Сергею Шмотьеву отказали в дроблении бизнеса
Кредиторы указывают на трансфер средств в пользу компаний Шмотьева. Активами банкрота заинтересовались бизнесмены из Башкортостана.