Севастопольский морской банк (СМБ) сообщил о закрытии существенной части отделений. Этот банк — один из двух исконно крымских, которые остались на полуострове после присоединения к России. В июне прошлого года было принято решение о его санации силами крупнейшего банка Крыма, принадлежащего федеральным властям, РНКБ. И хотя в целом план санации предполагал присоединение СМБ к санатору, столь скорого его исчезновения с карты полуострова никто не ожидал, а на оздоровление был выдан 10-летний кредит.
Информация о закрытии до 5 ноября 12 операционных офисов СМБ размещена на сайте банка. Всего, по данным ЦБ, у банка 34 офиса (регулятор не уточняет, все ли они работают). По данным радиостанции «Керчь ФМ», банк закрывает «все действующие офисы».
В РНКБ, который санирует СМБ, на вопрос о том, какая часть из действующих офисов банка будет закрыта, не ответили. Там лишь сообщили, что «мероприятия по закрытию части офисов банка проводятся в рамках решений по повышению эффективности сети обслуживания».
План предусматривает реорганизацию СМБ в форме присоединения к РНКБ под единым брендом РНКБ, банк проводит подготовительные мероприятия по интеграции бизнес-процессов двух структур, добавили там.
СМБ — один из двух исходно крымских банков (второй — Черноморский банк развития и реконструкции). Банк еще до присоединения Крыма к России был зарегистрирован в Севастополе и работал по украинской лицензии. В 2014 году, после перехода полуострова в российскую юрисдикцию СМБ получил банковскую лицензию ЦБ и продолжил работу. Однако банк не справился и в начале 2020 года было принято решение о предотвращении его банкротства. С июня 2020 года СМБ проходит процедуру оздоровления при участии Агентства по страхованию вкладов (АСВ), инвестором назначен РНКБ. На санацию выдан кредит по льготной ставке на сумму 740,9 млн руб. на 10 лет.
Исходно план санации подразумевал, что «в дальнейшем будет реорганизация СМБ в форме его присоединения к инвестору». Сроки не обозначались. И учитывая, что, по словам собеседников “Ъ”, знакомых с ситуацией вокруг банка, оздоровление было «имиджевым проектом», направленным на недопущение банкротства и сохранение СМБ «на определенный срок», столь скорого присоединения к РНКБ «никто не ожидал». На мысли о долгосрочности проекта наводил и срок кредита в 10 лет.
Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, 6 ноября 2019 года
Мы постоянно отслеживаем проблему доступности финансовых услуг в Крыму. Сейчас обеспеченность там чуть ниже среднего
В АСВ сообщили “Ъ”, что предусмотрены поэтапные подготовительные мероприятия по интеграции IT-систем СМБ и инвестора, оптимизации работы с клиентской базой банков, приведению программ обслуживания клиентов к единым стандартам, унификации работы подразделений. «Возврат средств, предоставленных банку, осуществляется в сроки, предусмотренные планом участия, и не зависит от присоединения банка к инвестору»,— сообщили там.
Эксперты не удивлены ускорением развития событий. По словам руководителя арбитражной практики Vegas Lex Виктора Петрова, «безусловно, санация местного банка — более корректная форма взаимодействия, чем отзыв лицензии или процедура банкротства с последующим возможным привлечением к субсидиарной ответственности топ-менеджмента и пр.». Господин Петров полагает, что такой подход ориентирован именно на социальные процессы в большей степени, чем на экономические.
Старший преподаватель кафедры «Банковское дело» университета «Синергия» Антон Рогачевский отмечает, что грамотный управляющий старается все-таки минимизировать убытки банка и риски клиента. «Если присоединение произойдет в короткий период, это позволит РНКБ оперативно принять на себя взаимодействие со всеми клиентами СМБ без ущерба и потери операционного контроля и взаимодействия с клиентами»,— заключает директор департамента корпоративного права компании РКТ Елена Кравцова.
Севастопольский морской банк уже не выплывет
Крым оздоравливает финансовую систему от украинского прошлого.