«Северсталь» начала предупреждать инвесторов о риске преследования бизнесменов в России по делам об уклонении от уплаты налогов. В проспекте к евробондам компания указывает, что в нашей стране были случаи преследования бизнесменов за неуплату. Подобные действия в будущем могут негативно отразиться на бизнес-климате. В проспектах «Северстали» за 2013 г. такого риск-фактора не было.
Данный фактор включен в раздел страновых рисков, говорит представитель «Северстали» и поясняет: «Его включение в проспект – сложившаяся на рынке практика описания рисков, которые инвесторы ожидают увидеть у российских заемщиков». Такой риск включается в большинство проспектов российских заемщиков как минимум с 2014 г. (НЛМК, «Металлоинвест», «Фосагро» и т. д.), говорит источник, близкий к «Северстали». Компания обозначила риск только сейчас по совету юрконсультантов, отмечает он.
«Северсталь» указывает, что в прошлом российские власти обвиняли компании, их руководителей и владельцев в неуплате налогов и сопутствующих платежей. Для некоторых преследование обернулось тюремным заключением и существенными претензиями. Любые подобные действия могут негативно отразиться на бизнесе и правовой среде, что может отрицательно повлиять на способность компании привлекать финансирование на долговом рынке, на бизнес компании и ее финансовое состояние, предупреждает «Северсталь».
Аналогичные риски видят в России производитель алюминия UC Rusal и золотодобывающий «Полюс», следует из их проспектов к евробондам, которые те разместили в 2017 г.
Спор с ФНС
В 2009 г. кипрские компании Алексея Мордашова провели допэмиссию, за новые акции они получили акции «Северстали» на $437 млн, а затем вложили их в капитал компаний на Британских Виргинских островах (BVI). В 2016 г. Верховный суд в споре с ООО «Капиталъ», через которое Мордашов контролирует 79% акций «Северстали», согласился с налоговиками, что фактический доход от акций получили именно компании с BVI, и обязал «Капиталъ» заплатить 308 млн руб. налогов и пеней.
Появление нового пункта связано прежде всего с новым законом, по которому с этого года гендиректор и контролирующий акционер несут личную ответственность перед налоговыми органами, говорит портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. «Налоговая начала уделять больше внимания международным сделкам, на которые раньше пристально не смотрела», – говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов. Риски, что возникнут проблемы, велики, поэтому компании стараются их отражать, говорит Вахитов.
В проспекте к бондам «Северсталь» перечисляет еще некоторые риски, связанные с работой в России. Например, компания считает, что напряжение между Россией, Евросоюзом и США, связанное с конфликтом в Сирии, может увеличиться и эти страны могут применить дополнительные санкции в отношении России. Кроме того, «Северсталь» включила в список рисков дефицит российского бюджета и возможность ужесточения денежно-кредитной политики. Отдельный риск, который видит «Северсталь», – возможность введения экспортных пошлин на российскую сталь со стороны правительства, что может негативно отразиться на потреблении продукции. «Российские железные дороги» (тоже размещают евробонды) таких рисков не указывают, лишь риск тарифного регулирования и ряд рисков, связанных с капзатратами и террористическими атаками.
В отчете за 2016 г. «Северсталь» оценила уже предъявленные и возможные претензии налоговиков в $400 млн (в 2015 г. было $44 млн, в 2014 г. – $2 млн). Менеджмент компании не согласен с налоговиками и уверен, что группа соблюдает законодательство.
В последнее время в России действительно участились случаи преследования бизнесменов, правда, претензии к ним не касались налоговых вопросов. В 2014 г. был помещен под домашний арест основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков по делу о незаконной приватизации «Башнефти». В 2016 г. – владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик по обвинению в оказании опасных услуг, что привело к теракту в аэропорту в 2011 г. Дела против обоих рассыпались – их вина доказана не была. В прошлом году также были арестованы гендиректор «Т плюса» Борис Вайнзихер и председатель совета директоров компании Евгений Ольховик по обвинению в даче взяток руководству Республики Коми. Оба до сих пор находятся в сизо.
«Северсталь» предупредила о рисках преследования бизнесменов в России по налоговым делам
По закону теперь руководитель и контролирующий акционер лично отвечают перед налоговиками.