«Первое, о чем я вспомнил, когда началось дело Михальченко, было «дело «Трех китов», — сказал РБК политолог Евгений Минченко, комментируя новый виток расследования дела о питерской контрабанде, приведшего к обыскам 26 июля у главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Таможня — это пересечение интересов нескольких силовых структур и одна из точек потенциальных конфликтов по линии ФСБ, МВД и ФТС, указывает эксперт.
Перетряска 2006 года
Ровно десять лет назад, в июне 2006 года, возобновилось громкое дело о контрабанде мебели для магазинов «Гранд» и «Три кита» и начались одни из самых масштабных в новом веке перестановок в силовых ведомствах. В июне 2006 года досрочно сложил полномочия генпрокурор Владимир Устинов, его пост занял тогдашний министр юстиции Юрий Чайка. В том же месяце владелец «Трех китов» Сергей Зуев и другие фигуранты были арестованы. Месяцем ранее сменилось руководство ФТС: ее возглавил Андрей Бельянинов, который до этого был директором Федеральной службы по оборонному заказу.
«Дело «Трех китов» началось в 2000 году и затронуло помимо таможни практически все силовые структуры и суды.
Государственный таможенный комитет (предшественник ФТС) возбудил уголовное дело о контрабанде мебели через крупные торговые центры. По версии таможенников, поставщики мебели сильно занижали вес товаров, что влияло и на его стоимость, который сокращался в несколько раз. Тогда под подозрение в контрабанде на несколько миллионов долларов попал Сергей Зуев.
Расследование дела таможня передала в Следственный комитет МВД. Но уже через полтора месяца это уголовное дело затребовала себе Генпрокуратура. Получив материалы, ведомство закрыло дело и предъявило обвинения уже следователю Следственного комитета МВД Павлу Зайцеву, а также двум сотрудникам Таможенного комитета Александру Волкову и Марату Файзулину: их заподозрили в превышении полномочий.
В 2002 году ситуация снова кардинально поменялась. В Мосгорсуде Зайцева оправдали, а дело о контрабанде было возобновлено. Годом позже Верховный суд отменил оправдательный приговор, а пересмотр дела в Мосгорсуде закончился скандалом — судья Ольга Кудешкина, которая рассматривала дело, взяла самоотвод и заявила, что на нее оказывает давление председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, которая, по словам Кудешкиной, требовала осудить Зайцева (Егорова обвинения отрицала). Кудешкина была отправлена в отставку, а дело передали другой судье, которая приговорила следователя к условному сроку.
В 2003 году расследование же «дела «Трех китов» было поручено вести следователю прокуратуры Владимиру Лоскутову, которого специально откомандировали в Москву из Ленинградской области (впоследствии он стал начальником следственного управления Следственного комитета по Ленинградской области). Но до 2006 года никаких активных действий по делу, кроме проведения обысков, не осуществлялось.
Ход делу был дан только в 2006 году — сразу же после того, как сменился генпрокурор. Меньше чем через две недели под арест попали пять человек, в том числе и сам Зуев. В 2008 году это уголовное дело было направлено в Наро-Фоминский городской суд, который в 2010 году вынес обвинительный приговор. Зуев был приговорен к восьми годам лишения свободы. Зайцев же еще в 2009 году восстановлен в должности, но потом уволен по сокращению штата (позже получил статус адвоката).
В сентябре того же 2006 года, через месяц после возобновления «дела «Трех китов», были уволены сразу 19 высокопоставленных чиновников: руководитель Федерального агентства по особым экономическим зонам Юрий Жданов, несколько сотрудников ФСБ, в том числе генерал-майор и генерал-лейтенант, пятеро высокопоставленных таможенников из Центрального таможенного управления, Центральной акцизной и Одинцовской таможен, советник административного департамента правительства, советник управления администрации президента по кадровым вопросам и госнаградам, замначальника ФГУП «Управделами президента».
Незаконная прослушка по «делу «Трех китов» при участии сотрудников ФСКН привела в 2008 году к отставке главы службы Виктора Черкесова, ранее входившего в ближайшее окружение Владимира Путина.
10 лет спустя
Отличие нынешней истории от «дела «Трех китов» в том, что то дело было атакой на ФСБ и в то время была другая система сдержек: ФСО было против ФСБ, а сейчас ФСО ослаблено, говорит Татьяна Становая, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий. В нынешнем же разбирательстве, деле Михальченко, именно ФСБ является атакующей стороной. Обыски в ФТС, как ранее аресты в СКР, являются последствием продолжающегося усиления Управления собственной безопасности ФСБ, констатирует Становая, что является общим трендом последних двух-трех лет на усиление силовиков, в ходе которого выигрывает наиболее мощная структура.
Становая связывает дело Михальченко с атакой на руководство ФСО, традиционного оппонента ФСБ. Через одно из подведомственных ФСО предприятий получали подряды люди, арестованные в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных на реставрацию культурных объектов, говорили собеседники РБК в правоохранительных органах. По их словам, двое арестованных — топ-менеджеры «БалтСтроя» Александр Коченов и Дмитрий Сергеев — считаются близкими к Михальченко. В этом году после возбуждения дела Михальченко глава ФСО Евгений Муров ушел на пенсию.
Это дело, как и дело ULS Global, послужило поводом и к перестановкам в ФСБ, после которых на новый уровень вышло расследование дела о контрабанде. У ФСБ давно возникли претензии к Бельянинову, утверждает собеседник РБК, близкий к руководству спецслужбы. По его словам, оперативники из Управления собственной безопасности ФСБ проверяли главу ФТС в связи с делом не только Михальченко, но и ULS Global. Кроме того, таможню всегда курировала Служба экономической безопасности ФСБ. После смены руководства и части среднего звена сотрудников у нового начальства возникла потребность навести порядок в ФТС, настаивает собеседник РБК.
Кто идет на обострение
Собеседники РБК в ФСБ говорят, что именно она инициировала данное таможенное дело. Однако собеседники, близкие к администрации президента, утверждают, что речь идет о гораздо более масштабном и комплексном процессе, борьбе руководителей различных ведомств.
Силовые структуры готовятся к масштабным перестановкам в руководстве страны, которые ожидают в период после выборов Госдумы этого года и перед выборами президента в 2018 году, говорят два собеседника РБК, близких к Кремлю. По их словам, каждому ведомству важно подойти к этому периоду, продемонстрировав собственные силы и возможности. ФСБ задерживала главу Управления собственной безопасности СК Михаила Максименко, который считается близким к главе ведомства Александру Бастрыкину, а Генеральная прокуратура предписала Следственному комитету прекратить дело против Дмитрия Каменщика, приводит примеры один из собеседников РБК. «Наверняка скоро последует ответ от Следственного комитета, но все же очевидно, что лоббистские возможности Бастрыкина ослабли», — говорит собеседник РБК.
Понятно, что силовые структуры используют дело Михальченко в своих интересах, но для государства важно благодаря этому делу дать сигнал о том, что в нынешних условиях бюджетными средствами надо распоряжаться аккуратнее, чем раньше, рассказывает другой собеседник, близкий к кремлевской администрации. По словам источника, близкого к правительству, президент еще два года назад дал сигнал чиновникам, что в условиях санкций и снижающихся возможностях бюджета нужно быть аккуратнее. «Кроме этого сейчас предстоят выборы, и важно, чтобы люди понимали, что государство ведет борьбу с коррупцией», — отмечает он.
Сигналом о том, что средства необходимо экономить, считает таможенное дело и депутат-эсэр Госдумы Михаил Брячак, который входил в рабочую группу по подсчету таможенных платежей в бюджет. «2,5 трлн руб. в год бюджет недополучал от таможенных платежей. Я обращался к нему [Бельянинову] лично, чтобы он обратил внимание на этот факт, он игнорировал это, что указывало на возможность его причастности ко всем процессам», — говорит депутат. По его мнению, толчком к новому витку расследования «стало то, что сегодня федеральный бюджет имеет огромные проблемы по поступлениям, и даже в такой коррумпированной системе, как наша, пришлось обратить на это внимание».
Нынешнее противостояние происходит на фоне разговоров о возможном укрупнении служб, в частности объединении таможни и налоговой службы, указывает Минченко. Нынешняя история может привести к масштабным кадровым перестановкам и реорганизации в силовых структурах, уверен эксперт — перегруппировка силовых структур сейчас в разгаре и будет продолжаться до конца года.
Схема «Трех китов»: чем новый конфликт силовиков напомнил дело 2000-х
В связи с обысками в ФТС эксперты вспомнили о «деле «Трех китов». Ровно 10 лет назад оно перешло в решающую стадию и привело к перестановкам во многих ведомствах. Новые скандалы также чреваты большой кадровой перетряской.